Ведическая нумерология. Славянские цифры Древнерусские цифры от 1 до 10

ЧИСЛОБОГ

Всеми числами, счетом, временем на Руси управлял Числобог. Легенда гласит: «было у него два лица: одно - подобное солнцу, другое - полумесяцу, ибо Солнце отмеряет течение дня, а Луна - ночи. Числобог является хранителем Вселенских Весов, на которых отмеривается время и мера каждого Сущего, и Чаши Времени, испив из которой можно вернуть прошлое или же попасть в будущее. Символы Числобога – весы, счёты, измерительные приборы, числа и арифметические знаки. Сакральная птица – вещунья кукушка, которая в определенные дни и часы вещает людям об отпущенных им сроках». Мореходство, торговля, ремёсла, зодчество и другие науки, которыми издавна занимались славяне, требовали знания точных чисел для определения расстояния, меры веса, меры длины, счёта денег, товаров и прочего. Славяне знали количество месяцев и дней в году, недели измеряли "седмицами". Но это всё были Малые числа Яви, известные каждому славянину в его повседневной деятельности. Но существовали и Великие числа Яви, ведомые только жрецам. Это была звёздная, космическая наука, основанная на многотысячелетних астрономических наблюдениях.

Бог Числобогъ - Мудрый, Вышний Бог, управляющий течением Реки Времени, а также Бог-Хранитель Круголета и различных жреческих систем Славяно-Арийского летоисчисления.

В левой руке Числобог держит меч, направленный острием вниз, что символизирует постоянную защиту и всемерное сохранение, а в правой руке Числобог держит свой щит, на котором начертан Древнейший Рунический календарь, называемый Даарийским (Даарским) Круголетом Числобога.

По Даарийскому Круголету Числобога раньше велись различные летоисчисления во всех Славянских и Арийских землях. Эти системы использовались до христианизации народов Руси и Европы и до введения нового летоисчисления от Рождества Христова (использование Славяно-Арийских систем летоисчисления по Даарийскому Круголету Числобога в Русских землях было отменено царем Петром Алексеевичем Романовым в Лето 7208 от Сотворения Мира в Звездном Храме (1700 г. н.э.).

В настоящее время различными системами летоисчисления по Даарийскому Круголету Числобога пользуются лишь Жрецы-Священнослужители Весевых Духовных Управлений и Старейшины Славянских, Арийских и Родовых Общин Древнерусской церкви Православных Староверов.

Гимн-Правьславление:

Славен и Триславен буди, Числобог наш! Ты, хранитель течения жизни во Сварге Пречистой, наделяющий живот наш сроком разумения Мира Явнаго нашаго, и указуешь Ты, когда Яриле-Солнцу восходить, когда Лунам и Звездам светить. И даруй нам, по велицей благости Твоей,
внуков и правнуков Родов наших узреть, Бозем и Предкам наша Велику Славу воспеть, яко добродетель, Ты, и человеколюбец. И Славу все-Родно Теве воспеваем, ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Магия чисел, или нумерология издавна привлекает людей. Ею пользовались ещё с первобытных времён, кодируя информацию в цифрах, многие из которых приобрели сакральный смысл. Считалось, что число – это своеобразный код, за которым скрыто целое объёмное понятие, образ или определённая система.

В разных странах складывались свои понятия о значении чисел, и это не удивительно, поскольку основой для этого служат определённые экономические, религиозно-философские и этнические особенности каждого народа.

Тем не менее, у них есть и много общего, в той плоскости, где отражаются общие для всех народов мировоззренческие принципы.

Так и славянская ведическая нумерология, выросшая из единой системы индоевропейских традиций, имеет как общие с ними черты, так и свои индивидуальные, свойственные только ей, признаки.

«Числобог ведёт учёт нашим дням, и речёт свои числа Богам,

быть ли дню Сварожьему или ночи, чтобы уснуть»…

(«Велесова книга», дощ.11-Б )

Ключевые вибрации основных чисел:

1. Мужское начало. Бог, неизменная Божественная единица, единство, новые начинания, выраженность стремлений и целей. Это сила характера, янская энергия человека, его солнце. От наличия единиц в дате рождения зависит целеустремленность человека, его самооценка, наличие у него лидерских качеств, степень его духовности. Одно рождает два.

2. Женское начало. Иньская энергия, за счет которой человек себя реализует как личность. Это энергопотенциал. Двойственность, человек, союз, разделение. Наличие или отсутствие двоек в дате рождения говорит о наличии (или отсутствии) жизненного потенциала. Два рождает три.

3. Единство Божественных человеческих качеств, Божественное совершенство. Три рождает великое множество. Поэтому тройки - это родовой потенциал, творческая креативность, оригинальность.

4. В дате рождения четверка - это здоровье, которое человек получил в наследство от родичей. Четверка вообще - это консервативность. Идея цельности, непоколебимость, творение, мир, созидательная работа.

5. Гармония. Человечество с пятью органами чувств, величие, Божественная благодарность. В дате рождения пятерка трактуется как логика и врожденная сексуальность. Мужское начало.

6. Равновесие, соответствие, мир, человеческие слабости. В дате рождения шестерка - это умение работать руками и способность к манипуляциям.

7. Удача. Духовное совершенство, духовный опыт. Люди, рожденные с семерками, обладают удачей, которая им дана свыше. Но это если их не больше трех. Тем, у кого слишком много семерок, - трудно, много бывает неудач.

8. Приверженность к роду. Достаток, изобилие, накопление, сила, энергия, рост, новое рождение, новые начинания.

9. Дух. Переход в другое состояние. Конец цикла. В дате рождения 9-ка - это интуиция, понимание внутренних процессов, следование подсознательным образам, женское начало.

0 - Хаос. Непроявленное Бытие. В дате рождения ноль - это либо отрицание, если человек уходит на потребление (тогда ноль обнуляет все качества в человеке), либо константа, если человек выбирает путь развития и познания.

Желающие узнать подробнее и влиянии чисел на их жизнь и поглубже постичь значение цифр в их дате рождения, могут обратиться за составлением нумерологического гороскопа и анализа . Заказ консультации через раздел Наша Помощь .

Священные числа

Числа несут в себе символ созидания и сохранения, они отражают силу Богов, состояний Вселенной, определяют отрезки развития какого-либо явления или события. В Ведической нумерологии числа положены в основу календарной системы, в частности используются такие главные священные числа: 3, 6, 7, 8, 9, 12, 18, 21, 27, 30, 40, 77, 360.

3 - число Триглава (Род Всевышний, Сварог, Лада), Вселенной, которая наполнена тремя состояниями Рода Всебога: создание, сохранение, разрушение. Число начального формирования идеи, явления, события.

6 - число дня и ночи, символ половины годового круга. Означает одно из двух противоположностей и одновременно число отца и матери (двойной треугольник, шестилепестковая звезда). Обозначает также семью, род, именно поэтому в древности воскресенье было шестым днём и именно в этот день справляли свадьбу.

7 - число Света, число Дажбога - семь цветов радуги. Означает активного, воинствующего Дажбога - Семиярила. Обозначает семь звезд Большой и Малой Медведицы, число звездного неба. Одновременно, число порядка, гармонии - семь нот.

8 - число Всебожья Родова, четыре Бога и четыре Богини, которые у некоторых Арийских народов сопоставляются с 8-ю планетами солнечной системы. Означае, также, бесконечность жизни.

9 - число Рода Всевышнего в лике Бога Трояна, означает присутствие принципа Триглава во всех трех мирах - 3х3 = 9; число скрытой в Алатыре силы, золотой середины, точки выхода в вышние миры. Это число самой жизни, девять месяцев женщина вынашивает дитя.

12 - число Всемирного (космического) порядка, завершённости, целостности. Именно 12 Сварожичей родила Лада Сварогу, 12 месяцев длится год, по 12 часов длятся светлая и темная часть суток. Следует также напомнить, что в египетских верованиях существует представление о двенадцати вратах ада, в котором Ра проводит ночное время; двенадцать главных храмов, расположенных вдоль Нила (тринадцатый храм - сама Великая Пирамида). По Геродоту, на Олимпе жили двенадцать Богов и Богинь. Кроме того, двенадцать дней возвращения к хаосу, во время зимнего солнцестояния, отмечались в Риме во время Сатурналий. У Митры было двенадцать учеников. В шумерской традиции двенадцать дней продолжался поединок между хаосом и ладом.

18 - число скрытой силы - 1+8 = 9 и удвоенной силы - 9х2 = 18.

21 - производное двух священных чисел 3 и 7, трисветлое число. Обозначает 7 цветов радуги, то есть света, который присутствует в трех мирах: Прави, Яви и Нави. Число означает мудрость и способность к провидению. Связано с Дажбогом.

27 - число воинственный силы, «Тридевятого царства» и больших магических способностей. Это число полного оборота месяца, магического светила, вокруг Земли-Макоши. 27 число утроенной силы Рода Всевышнего: 9х3 = 27, 2+7 = 9.

До того как были придуманы специальные символы , чтобы обозначать цифры, большинство народов использовали в этих целях буквы своих алфавитов. Древние славяне тому не исключение.
У них отдельная буква соответствовала каждой цифре (от 1 до 9), каждому десятку (от 10 до 90) и каждой сотне (от 100 до 900). Числительные писались и произносились слева направо, за исключением числительных от 11 до 19 (например, 17 - сем-на-дцать).
Для того чтобы читающий понимал, что перед ним цифры, применяли специальный знак - титло. Изображался он в виде волнистой линии и помещался над буквой. Пример:

Такой знак называется «аз под титло» и означает единицу.
Стоит отметить, что не все буквы алфавита могли быть использованы в качестве цифр. Например, «Б» и «Ж» в цифры не обращались, т.к. их не было в древнегреческой азбуке, которая лежала в основе цифровой системы. Кроме того в качестве цифр выступали буквы, которых нет в нашем современном алфавите - «кси» и «пси». Для современного человека так же может показаться необычным, что в счетном ряду не было привычного всем нуля.



Если требовалось написать число больше 1000, перед ним писали специальный знак тысячи в виде наклонной черты, перечеркнутой в двух местах. Пример написания чисел 2000 и 200 000:

Чтобы получить еще большие величины, использовались другие методы:

Аз в круге - тьма, или 10 000.
Аз в точечном круге - легион, или 100 000.
Аз в кружке из запятых - леодор, или 1 000 000.

Даты на петровских монетах

На золотых петровских монетах даты в славянском счете появились в 1701 году и проставлялись до 1707 года включительно.
На серебряных - с 1699 по 1722 год.
На медных - с 1700 по1721 год.
Даже после введения Петром I арабских цифр на монетах еще долго чеканились даты под титло. Иногда граверы смешивали в дате арабские и славянские цифры. Например, на монетах 1721 года можно встретить следующие варианты дат: 17КА и 17К1.

Обозначение дат буквами на старых русских монетах.

Старославянская система счисления

История

В Средневековье на землях, где проживали славяне, пользовались кириллической азбукой, была распространена система записи чисел на основе этой азбуки. Индийские цифры появились в 1611 году. К тому времени употребляли славянскую нумерацию, состоявшая из 27 букв кириллического алфавита. Над буквами, обозначавшие цифры ставили отметку – титло. В начале XVIII в. вследствие реформы, внедренной Петром I, индийские цифры и индийская система счисления вытеснили из обихода славянскую нумерацию, хотя в русской православной церкви (в книгах) она используется до сегодняшнего дня. Кириллические цифры ведут свое происхождение от греческих. По форме это обычные буквы алфавита с особыми пометками, указывающие на их числовое прочтения. Греческий и старославянский способы записи чисел имели много общего, но были и различия. Первым русским памятником математического содержания до сих пор считается рукописное произведение новгородского монаха Кирика, написанное им в 1136 г. В этом произведении Кирик проявил себя очень искусным счетчиком и великим числолюбцем. Основные задачи, которые рассматриваются Кирик, хронологического порядка: вычисление времени, проток между какими-либо событиями. При вычислениях Кирик пользовался той системой нумерации, которая называлась малым перечнем и выражалась следующими наименованиями:

10000 – тьма

100000 – легион

Кроме малого перечня, в Древней Руси существовал еще большой перечень, дававшей возможность оперировать с очень большими числами. В системе большого перечня основных разрядные единицы имели те же наименования, что и в малом, но соотношение между этими единицами были иные, а именно:

тысяча тысяч – тьма,

тьма тьме – легион,

легион легионов – леодр,

леодр леодрив – ворон,

10 воронов – бревно.

О последнем из этих чисел, то есть о бревно, говорилось: «И более этого нести человеческому разуму разумеваты». Единицы, десятки и сотни изображались славянскими буквами с поставленным над ними знаком ~, называемым «титло», для отличия цифр от букв. Тьма, легион и леодр изображались теми же буквами, но для отличия от единиц, десятков, сотен и тисячвоны обводились кружками. При многочисленные долей одного часа Кирик ввел свою систему дробных единиц, причем пятую часть он называл вторым часом, двадцать пятую – трех часов, сто двадцать пятую – четырьмя часами и т. д. Наименьшей долей у него были семь часов, и он считал, что меньших долей часов быть уже не может: «Больше этого не бывает, есть не рождаются от седьмых дробных, которых в дни будет 987500». Делая расчеты, Кирик делал действия сложения и умножения, а распределение, по всей вероятности, он осуществлял шляхомпидбора, рассматривая последовательно кратные для данного делимого и делителя. Основные хронологические расчеты Кирик делал с даты, принималась в Древней Руси за дату сотворения мира. Вычисляя таким образом момент написания своей работы, Кирик (с ошибкой в 24 месяца) утверждает, что со дня сотворения мира прошло 79 728 месяцев, или 200 неведому и 90 неведому и 1 неведому и 652 часа. Такого же рода подсчетом Кирик определяет свой возраст, и мы узнаем, что он родился в 1110 Оперируя с дробными часа, Кирик в сущности имел дело с геометрической прогрессией со знаменателем 5. В произведении Кирика уделено место и вопросу об исчислении пасхалий, столь важному для церковников и будучи одним из наиболее трудных арифметических вопросов, приходилось решать служителям церкви. Если Кирик и не дает общих методов подобного рода вычислений, то во всяком случае он показывает свое умение делать их. Рукописное произведение Кирика является единственным математическим документом, дошедший до нас с тех далеких времен. Однако это отнюдь не означает, что других математических произведений в ту эпоху на Руси не существовало. Надо полагать, что многие рукописи утрачены для нас причине того, что они были потеряны в тревожные годы княжеских междоусобиц, погибли при пожарах, всегда сопровождали набеги соседних народов на Русь.

Учимся считать

Запишем числа 23 и 444 в славянской системе счисления.

Мы видим, что запись получилась не длиннее нашей десятичной. Это объясняется тем, что в алфавитных системах использовалось, по крайней мере, 27 «цифр». Но эти системы были удобны только для записи чисел до 1000. Правда, славяне, как и греки, умели записывать числа и больше 1000. Для этого к алфавитной системе добавляли новые обозначения. Так, например, числа 1000, 2000, 3000… записывали теми же «цифрами», что и 1, 2, 3…, только перед «цифрой» ставили слева снизу специальный знак. Число 10000 обозначалось той же буквой, что и 1, только без титла, ее обводили кружком. Называлось это число «тьмой». Отсюда и произошло выражение «тьма народу».

Таким образом, для обозначения «тем» (множественное число от слова тьма) первые 9 «цифр» обводились кружками.

10 тем, или 100 000, было единицей высшего разряда. Ее называли «легион». 10 легионов составляли «леорд». Самая большая из величин, имеющих свое обозначение, называлась «колода», она равнялась 1050. Считалось, что «боле сего несть человеческому уму разумевати». Такой способ записи чисел, как в алфавитной системе, можно рассматривать как зачатки позиционной системы , так как в нем для обозначения единиц разных разрядов применялись одни и те же символы, к которым лишь добавлялись специальные знаки для определения значения разряда. Алфавитные системы счисления были мало пригодны для оперирования с большими числами. В ходе развития человеческого общества эти системы уступили место позиционным системам.


Славянские цифры

Вот мы пользуемся цифорками для исчислений разнообразных. Некоторые знают, а кое-кто и не задумывается особо - а откуда они такие загогулинки взялись, кто их придумал. Ну те которые мы сейчас в основном используем в повседнем обиходе - они пришли из арабского мира. Они так и называются - арабские цифры . Есть ещё - римские цифры. Те используются мало, ну там в нумерации главы, или параграфа какого-нибудь.

А ведь это не единственные варианты. Есть ведь нумерации типа египетской иероглифической, ими являются финикийская, сирийская, пальмирская, греческая. Ведь в каждом народе-языке свои собственные цифири. Вот возник вопрос: А как записывали цифры наши русские предки?

Славянские цифры, цифры древнерусского счёта, в котором каждое из целых чисел от 1 до 9, а также десятки и сотни обозначались буквами славянского алфавита с надписанным над ними знаком - (титло). Целые числа до 999 составлялись с помощью рядом стоящих Славянские цифры Например, = 324. Здесь = 300, = 20, = 4. Тысячи обозначались с помощью приставки к цифре, выражающей число тысяч некоторого знака.

Есть ещё вот такая статья:

Как читать года, написанные славянскими буками

До начала 18 века год обозначался славянскими буквами. Цифры записываются слева направо по убыванию. Исключение составляют числа от 11 до 19, которые пишутся как произносятся, т.е. сначала меньшая цифра, а потом обозначение числа 10. Например, двенадцать - два на дцать, т.е. два на десять, сначала пишется 2, затем 10. Для того, чтобы цифры отличались от текста над ними рисовался знак титло (҃). Для того, чтобы определить год, нужно сложить все цифры в числе.

Для обозначения тысяч перед буквой ставился знак (&

В древности на Руси цифры обозначались буквами. Очень часто новички интересуются данными обозначениями для датировки монет. Данная статья поможет вам разобраться с этой проблемой.

Церковнославянские числа.

Единичные числа в древнеславянское время писались с помощью букв, над которыми ставился символ "титло".

  • Цифра один обозначалась буквой "аз" - а;
  • цифра два - "веди" - в;
  • цифра три - "глаголь" - г;
  • цифра четыре - "добро" - д;
  • цифра пять - "есть" - буква э в другую сторону;
  • цифра шесть - "зело" - s;
  • цифра семь - "земля" - з;
  • цифра восемь - "иже" - и;
  • цифра девять - "фита" - похожая на букву д (имеющая овальную форму, перечёркнутый снизу).

Десятичные цифры.

  • Цифра десять - буква "и" - i;
  • цифра двадцать - "како" - к;
  • цифра тридцать - "люди" - л;
  • цифра сорок - "мыслите" - м;
  • пятьдесят - "наш" - н;
  • шестьдесят - буква "кси" - буква з с рожками вверху - Ѯ ;
  • семьдесят - "он" - о;
  • восемьдесят - "покой" - п;
  • девяносто - "червь" - ч.

Сотые числа.

  • Цифра сто - "рцы" - р;
  • двести - "слово" - с;
  • триста - "твёрдо" - т;
  • четыреста - "ук" - у;
  • пятьсот - "ферт" - ф;
  • шестьсот - "хер" - х;
  • семьсот - "пси" - трезубец - Ѱ. Кстати довольно распространённый символ. Например, в районе цимлянского водохранилища люди нашли известковый камень с символом "трезубца". Волгодонский краевед - любитель Чалых считает, что это символ хазар, обозначающий руническую букву - "х". А ведь можно предположить, что хазары пользовались славянскими буквенными цифрами, и данный знак указывает семисотый год нашей эры;
  • восемьсот - "о" - ὼ;
  • девятьсот - "цы" - ц. С этой цифрой тоже была недавно история. Человек нашёл старинную церковную книгу, где год обозначался цифрами, где второй символ соответствовал букве - ц. Когда я сообщил, что это всего лишь на всего 1900 год, человек не хотел в это верить, считая, что книжка намного древнее, так как имеет буквенное обозначение даты выпуска.

Тысячи.

Тысячные числа имели перед собой соответствующий знак - косая линия, перечёркнутая два раза. То есть цифра спереди имела косую перечёркнутую линию, и дальше называлось буквами число. Например, 1000 соответствовала - букве - "аз" - а, и так далее по наименованию единичных чисел.

Миллион обозначался двумя перечёркнутыми чертами перед буквами. Более миллиона, то есть, по всей видимости, миллиард - буква в кружке.

Какие на Руси считались числа сакральными. Русская народная традиция больше тяготеет к слову, нежели к числу. Однако и в сказках, и в былинах, и в житиях святых появляется определенная числовая символика, набор священных чисел, повторяющихся в разных образах и несущих определенный смысл.

Эти числа не только рисуют нам уникальную картину русского мироздания, упорядочивая его, но и просто содержат в себе культурный код. Какие же числа самые типичные и значимые для русской нумерологии?

♦♦♦♦♦♦♦

3 (Три)

Тройка на Руси считалась воплощением духовного начала. Как и в европейской культуре, она символизирует полноту и завершенность.

Почитание христианского понятия Троицы, которая представляет собой триединство, делает тройку обозначением совершенства и духовности. Сам человек также имеет троичную организацию, включающую тело, душу и дух.

Геометрический символ тройки – треугольник, и в изображениях Всевидящего ока эта фигура становится обозначением Троицы.

Однако значимость тройки проявилась не только в русской религиозной мысли, но и в знакомых нам сказках, преданиях и в бытовых традициях. В фольклоре мы встречали трех богатырей, которые должны были победить трехголового змея-горыныча.

У героя было три желания, он подвергался трем испытаниям, оказывался на распутье из трех дорог. Троекратный поцелуй на счастье стал русским символом.

♦♦♦♦♦♦♦

5 (Пять)

Почитание пятерки в русской традиции также имеет христианские истоки. Число часто появляется в Евангелии – пять хлебов насытили пять тысяч человек, получивший пять талантов умножил их на другие пять, пять мудрых и пять неразумных дев стали символом готовности встречи с божественным.

Пятерка проникает и в христианскую архитектуру и иконопись – пятиглавые соборы, построенные в честь Христа и 4-ех евангелистов, 5 рядов иконостаса.

Это делает пятерку символом единства земной церкви и Бога, единения человека со Всевышним. В быт и лексику цифра 5 попадает со словами «пятак», «пятница», «пятерня», в символику – с пятиконечной звездой.

Другой символ, который связан с пятеркой, христианский крест: пять точек образуют его. Также мы знаем о пяти ранах Христа при распятии.

♦♦♦♦♦♦♦

7 (Семь)

Семь – одно из самых часто встречающихся чисел в русской культуре, символ удачи. Мифология рассказывает нам о семи богах древнерусского пантеона, семи небесах, боге Семаргле.

В православной числовой символике семерка встречается еще чаще: семь таинств, семь даров Святого духа, семь добродетелей и смертных грехов, семь Архангелов, семь пророков, семидневный пост и покаяние. Существует икона Богоматери «Семистрельная», которая отображает Евангельское повествование о том, как Дева Мария принесла младенца Христа на 40-вой день в Иерусалимский храм.

Присутствующий там Симеон Богоприимец предвидел не только будущее распятие Христа, но и страдания Богоматери. «Тебе самой оружие пройдет сердце», — предрек он ей.

И икона «Семистрельная» символически изображает скорбь Девы Марии: её сердце пронзает семь стрел или мечей. Число семь символизирует полноту страданий, которые Богоматерь претерпела в земной жизни.

♦♦♦♦♦♦♦

9 (девять)

Девятка часто фигурирует в русских преданиях, но при этом она связана с тройкой. У змея в славянских сказках бывает не только три, но трижды три головы, которые должен срубить богатырь буланым мечом. Тридевятое царство – далекая волшебная страна, где происходят многие сказочные события. В православии же мы встречаем девять ангельских чинов.

Это Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы.

Есть девять плодов святого духа – качеств, которыми должен обладать истинный христианин, а изображают их в виде девятиконечной звезды. И нельзя не вспомнить девять заповедей блаженства из нагорной проповеди.

♦♦♦♦♦♦♦

15 (Пятнадцать)

Про числа из первого десятка и их значение мы знаем непонаслышке, ведь они вплотную вошли в нашу культуру вместе с христианством и сказками. Но исследователи символики чисел в древнерусских текстах отмечают и другие священные цифры, теперь забытые.

Одна из них — пятнадцать, что связано с православной хронологией. Время в ней делилось на индикты – периоды в 15 лет, и, составляя пасхальный круг, священники производили расчеты именно в рамках этого периода. Сакральность числа пятнадцать связана вплотную с почитанием Богородицы.

В западной традиции существует «розарий Девы Марии» — размышление о пятнадцати тайнах её жизни. В пятнадцать лет она родила Иисуса Христа. Исследователь древнерусской нумерологии Кириллин В. М. доказывает, что глубинный смысл числа 15 раскрывается понятиями «искупительной жертвы» и «вечной жизни».

♦♦♦♦♦♦♦

21 (Двадцать одно)

Сказочное «три» помноженное на счастливое «семь» — число 21 было наполнено сакральным смыслом в древнерусской традиции. Оно играло немаловажную роль в пасхальных вычислениях, а, кроме того, в древних календарях 21 день каждого месяца посвящался Богоматери. Раздумывая о значении двадцати одного как сочетания 3 и 7, можно вспомнить «Пиковую даму» А. С. Пушкина с его роковыми «тройкой, семеркой и тузом».

♦♦♦♦♦♦♦

35 (Тридцать пять)

35 – число букв славянского алфавита, а также в пасхальных вычислениях «ключ границ» — максимальный временной промежуток между самой ранней и самой поздней Пасхой.

В «Книге Еноха» славянской редакции XIII века есть рассказ о солнце, которое движется на колеснице через врата, а пройти через них оно может за 35 дней. Таким образом, 35 – символ полноты времени, а также оно выражает идею половины пройденного земного пути.

p style=»text-align: right;»>Русская Семерка

Сравнительная таблица глаголицы, кириллицы и греческого алфавита

Глаголица Кириллица Греч. алфавит Звук Глаголица Кириллица Греч. алфавит Звук
А α а Ф φ ф
Б β б Х χ х
В в Ц ц
Г γ г Ч ч҆
Д δ д Ш ш҆
Е ε е Щ ш҆т
Ж ж҆ Ъ (ер)
Ѕ ζ ∂͡з Ⱏ Ⰹ, ⰟⰋ Ы, ЪИ ы
И и Ь (ерь)
Ⰹ Ⰺ І ι и Ѣ (ять)
Ђ г҆ Ю υ ю
К κ к ja
Л λ л Ѥ je
М μ м Ѧ
Н ν н Ѩ je̯
О ο о Ѫ Ԛ
П π п Ѭ
Р ρ р Ѯ ξ кс
С σ, ς с Ѱ ψ пс
Т τ т Ѳ ϑ т
Ѹ, ꙋ у Ѷ, Ѵ υ и
З з Ѿ ω о

Азбука

буква название произношение особенности употребления
А, а а́з [а]
Б, б бу́ки [б]
В, в ве́ди [в]
Г, г глаго́л [г] а҆́гг҃лъ [ангел], но а҆́ггелъ [аггел] — искл.
Д, д добро́ [д]
Е е є есть [е] е — есть простое пишется в середине и конце слова;
є — есть якорное пишется:
1) в начале слова: є҆стество̀, є҆ли́цы :
2) в середине слова для отличия форм мн. и дв. числа от форм ед. числа:
оѿве́рзи двє́ри (мн., В.)-
ср.: оу҆́ две́ри (ед., Р.);
3) в окончании Р.п. мн.ч. 1 скл. мягкого типа: крає́вб ;
4) в Им.п. мн.ч. сущ-х 1 скл., оканчивающихся на -: ей: фарисе́є
Ж, ж живе́те [ж]
Ѕ, ѕ зе́ло [з] Встречается только в словах: ѕве́рь, ѕвѣзда̀, ѕѣ́лїе, ѕло̀, ѕмі́й, ѕѣлѡ̀ , а также в словах, образованных от них: ѕвѣзди́ца
З, з земля́ [з]
И, и и́же,
и́-восьмеричное
[и] и — и-восьмеричное пишется перед согласными: и҆́мѧ, лицѐ
буква название произношение особенности употребления
Ї, ї и-десятеричное [и] ї — и-десятеричное пишется:
1) перед гласными: і҆ере́й, Їисꙋ́съ ;
2) перед согласными в некоторых греческих словах: хїтѡ́нъ, і҆рмо̀съ ;
3) в двух славянских словах: вїно и мі́ръ (в значении «тварный мир» ). Различай ми́ръ — вышний, горний и мі́ръ — земной, падший
К, к ка́ко [к]
Л, л лю́дие [л]
М, м мысле́те [м]
Н, н наш [н]
Ѻ, ѻ, о он [о] о — о-узкое или польское употребляется только в середине и конце слова: сло́во ;
ѻ — о-широкое :
1) в начале слова: ѻ҆́чи, ѻ҆на̀ ;
2) после приставки: соѻбще́нїе ;
3) в составе сложного слова: многоѻчи́тїи ;
4) в слове: Їѻрда́нъ
П, п поко́й [п]
Р, р рцы [р]
С, с сло́во [с]
Т, т тве́рдо [т]
Оу, оу, ꙋ ук [у] оу — о́ник пишется в начале слова: оу҆чи́тель ;
пишется в середине или на конце слова: пу́ть, є҆мꙋ̀
буква название произношение особенности употребления
Ф, ф ферт [ф] употребляется в ряде греческих слов на месте греческой буквы φ: фелѡ́нь
Х, хер [х]
Ц, ц цы [ц]
Ч, ч червь [ч]
Ш, Ш ша [ш]
Щ, щ шта [щ]
ъ ер не имеет звука Употребляется для обозначения твердости предыдущего согласного: ѡ҆бъѧ́тїе .
Иногда заменяется значком ̾ (ерок): ѡ҆б̾ѧтїе
ы еры́ [ы] Иногда используется для отличия фром мн. и дв. ч. от ед. ч.:
на со́нъ грѧдꙋ́щ ы мъ ; (мн.ч. Д.п.)
дꙋша́мъ на́ш ы мъ ; (мн.ч. Д.п.)
ь ерь; не имеет звука Употребляется для обозначения мягкости предыдущего согласного: сꙋдьба̀
ѣ ять; [е] Пишется в соответствии с этимологией в некоторых
корнях и окончаниях, а также в суффиксах превосходной
степени прилагательных: пѣ́нїе, честнѣ́йшаѧ
Ю, ю ю [ю]
Ꙗ, ꙗ я, аз-йоти́-
рованный
[я] Пишется в начале слова. Исключения:
ѧ҆зы́къ — в значениях «часть тела» , «дар речи»
(но: ꙗ҆зы́къ в значении «народ»;
местоимение: ꙗⷤ (В.п., мн. или дв.ч.) — «их»).
Ѡ, ѡ
Ѽ, ѽ
оме́га [о] ѡ пишется:
1) в приставках и предлогах ѡ-, ѡб-: ѡ҆чище́нїе, ѡ҆ грѣсѣ́хъ, ѡ́бъѧ́ти
2) в словах, заимствованных из греч. языка на месте греч. буквы ѡ (оме́га): канѡ́нъ, сі́мѡнъ;
3) на конце наречий и наречных слов,
буква название произношение особенности употребления
отвечающих на вопрос как? : ꙗⷯkѡ, та́кѡ, моли́твеннѡ.
4) в середине слова отличает мн. и дв. число от ед.: беззакѡ́нїѧ моѧ̑ (И.п., мн.ч.), ср.:
ѿ беззако́нїѧ моегѡ́ (Р.п., ед.ч.);
5) в заимствованных именах собственных: Мѡѵсе́й.
ѽ особо начертывается в междометиях «ѽ!», «ѽле!»: Ѽле страшного таинства!
Ѿ, ѿ от [от] Употребляется в предлогах и приставках: ѿтпꙋща́еши, ѿт мене́
Ѧ, ѧ юс малый [я] Пишется в середине и конце слова: всѧ́къ. Исключения см. на букву
Иногда употребляется для различения форм множественного числа от форм
единственного числа: дꙋ́шы на́шѧ
Ѯ, ѯ кси [кс] Употребляется только в греч. заимствованных словах на месте греч. буквы: ѯ: Алеѯа́ндръ
Ѱ, ѱ пси [пс] Употребляется только в заимствованных словах на месте греч. буквы: ѱ: ѱалѡ́мъ
Ѳ, ѳ фита́ [ф] Употребляется только в заимствованных словах на месте греч. буквы Θ ѳимїа́мъ
Ѵ, ѵ
ѷ
и́жица [и] Употребляется только в заимствованных словах.
[и] — если над ней стоит знак ѵ҆, ѵ́, ѷ, Мѡѷсе́й, ѵ҆ссѡ́пъ;
[в] — если перед ней стоит буква а или є и над ней нет надстрочных знаков: Па́ѵелъ

Церковный счет

числа простые составные
составление числа примеры
1-19 Единицы:
1 — а҃ (еди́н)
2 — в҃ (два)
3 — г҃ (три)
4 — д҃ (четы́ре)
5 — є҃ (пять)
6 — ѕ҃ (шесть)
7 — з҃ (седмь)
8 — и҃ (о́семь)
9 — ѳ҃ (де́вять)
10 — і҃ (де́сять)
1 + 10 = 11
а҃ + і҃ = а҃і
(еди́н + де́сять =
единона́десять)
11 — а҃і (единона́десять)
12 — в҃і (двана́десять)
13 — г҃і (трина́десять)
14 — д҃і (четырена́десять)
15 — є҃і (пятьна́десять)
16 — ѕ҃і (шестьна́десять)
17 — з҃і (семьна́десять)
18 — и҃і (осмьна́десять)
19 — ѳ҃і (девятьна́десять)
20-99 Десятки:
20 — к҃ (два́десять)
30 — л҃ (три́десять)
40 — м҃ (четы́редесять)
50 — н҃ (пятьдеся́т)
60 — ѯ҃ (шестьдеся́т)
70 — ѻ҃ (се́дмьдесят)
80 — п҃ (о́смьдесят)
90 — ч҃ (де́вятьдесят)
20 + 1 = 21
к҃ + а҃ = к҃а
(два́десять + еди́н =
два́десять еди́н)
21 — к҃а (два́десять еди́н)
32 — л҃в (три́десять два)
43 — м҃г (четы́редесять три)
54 — н҃д (пятьдеся́т четы́ре)
65 — ѯ҃є (шестьдеся́т пять)
76 — ѻ҃ѕ (се́дмьдесят шесть)
87 — п҃з (о́смьдесят седмь)
98 — ч҃и (де́вятьдесят о́семь)
числа простые составные
составление числа примеры
100-900 Сотни:
100 — р҃ (сто)
200 — с҃ (две́сти)
300 — т҃ (три́ста)
400 — у҃ (четы́реста)
500 — ф҃ (пятьс́от)
600 — х҃ (шестьсо́т)
700 — ѱ҃ (седмьсо́т)
800 — ѡ҃ (осемьсо́т)
900 — ц҃ (девятьсо́т)
100 + 20 + 1 = 121
р҃ + к҃ + а҃ = рк҃а
(сто два́десять еди́н)
232 — сл҃в
(две́сти три́десят два)

456 — ун҃ѕ
(четы́реста пятьдеся́т шесть)

705 — ѱ҃є (седмьсо́т пять)

909 — ц҃ѳ (девятьсо́т де́вять)

1000 —
1 000000000
1000 — ≠ а҃ (ты́сяща)
2000 — ≠ в҃ (две ты́сящи)
3000 — ≠ г҃ (три ты́сящи)
10000 — ≠ і҃ ,
(де́сять ты́сящ, тма)
40000 — ≠ м҃
(четы́редесять ты́сящ)
100000 — ≠ р҃ ,
(легео́н, несве́дь)
900000 — ≠ ц҃
(девятьсо́т ты́сящ)
1 000000 — ≠ ≠ р҃, ≠ ≠ а҃ ,
(лео́др)

10 000000 —
(вран)

100 000000 —
(коло́да)

1000 000000 —
(тма тем)

1000 + 900 + 90
+ 9 = 1999

≠ а҃ + ц҃ + ч҃ + ѳ҃
= ≠ ацч҃ѳ
(еди́на ты́сяща
девятьсо́т девя-
но́сто де́вять)
2345 — ≠ втм҃ є
(две ты́сящи три́ста
четы́редесять пять)

10345 — ≠ ітм҃ є
(де́сять ты́сящ три́ста
четы́редесять пять)

Дополнение 1. Составные цифры записываются в порядке называния чисел:двана́десять = в҃і , пятьдеся́т шесть = н҃ѕ

Дополнение 2. При образовании чисел с нулевым значением 0 в цифре опускается:104 = р҃д

Дополнение 3. В составных числах знак титла всегда ставится над второй цифрой от конца:104 = ≠ в҃і, сл҃в, врм҃е

Дополнение 4. Перевод летоисчисления от Сотворения мира на современное летоисчисление (от Рождества Христова):

год от Сотворения мира — 5508 = ?

Напр.: 6506 — 5508 = 998

≠ ѕф҃ѕ — 5508 = ≠ цч҃и

Дополнение 5.

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Единицы а҃ в҃ г҃ д҃ є҃ ѕ҃ з҃ и҃ ѳ҃
Десятки і҃ к҃ л҃ м҃ н҃ ѯ҃ ѻ҃ п҃ ч҃
Сотни р҃ с҃ т҃ у҃ ф҃ х҃ ѱ҃ ѡ҃, ѿ҃ ц҃

Дополнение 6.

Надстрочные знаки

знак названия особенности употребления
Ударения: ́ оксия
(острое
ударение)
1. ставится над ударным гласным в начале и середине слова: сотвори́ти
2. ставится над ударным гласным в конце слова, если после него стоит другое слово, не имеющее собственного ударения (бо, ли, же, мѧ, ми, тѧ, ти, сѧ, си, ны):
бж҃е, бж҃е, мо́й вонми́ ми
̀ ваксия
(тупое
ударение)
ставится в слове, оканчивающемся на ударный гласный: молѝ тебѣ̀
(искл. см. выше)
̑ камора
(облегченное
ударение)
помогает отличить формы мн. и дв. числа от форм ед. числа:
ца́рь (ед.И.) — ца̑рь (мн.Р.)
царѧ́ (ед.Р.) — царѧ̑ (дв.И или Р.)
Придыхание: ҆ звательцо
(простое
придыхание)
ставится над гласным, стоящим в начале слова: а҆ллилꙋ́їа
(звука не имеет, т.к. заимствован из греч. языка, где подобные знаки не имели произношения)
Придыхание + ударение ҆́ исо ставится в словах, начинающихся с ударного гласного: ѻ҆́н, а҆́зъ
҆̀ апостроф ставится в словах, состоящих из одного гласного звука:
є҆̀ (мест. его — ср.В.), ю҆̀ (мест. её — ж.В.)
Титло (сокращение) ҃ простое титло употребляется для сокращения слов, обозначающих священные понятия.
Ср.: бг҃ъ (Бог) бо́гъ (идол) ; а҆́гг҃лъ (ангел , читается [ангел]) — а҆́ггелъ (падший ангел , читается [аггел])
буквенные титла
добро-титло бцⷣа (Богородица)
ⷢ҇ глаголь-титло єѵⷢ҇лїе (Евангелие)
ⷪ҇ он-титло прⷪ҇ро́къ (пророк)
ⷬ҇ рцы-титло имⷬ҇къ (имярек)
ⷭ҇ слово-титло крⷭ҇тъ (крест)

Иногда в славянских текстах можно встретить знак «кавы́ки»: ꙾ѻ҆на́гри꙾ .»Кавыки» — это знак сноски. Внизу страницы помещается толкование непонятного слова: ꙾ди́кїе ѻ҆слы̀꙾

Слова под титлами

а҆́гг҃лъ — ангел єѵⷢ҇лїе — Евангелие прⷭ҇нѡ — присно
а҆рха́гг҃лъ — архангел имⷬ҇къ — имярек прⷭ҇то́лъ — престол
а҆п҃лъ, аптⷭ҇олъ — апостол і҆ерⷭ҇ли́мъ — Иерусалим пррⷪ҇о́къ — пророк
бг҃ъ — Бог і҆и҃ль — Израиль ржⷭ҇тво̀ — Рождество
бж҃е — Боже і҆и҃съ — Иисус сп҃съ — Спас
бл҃гъ — благ крⷭ҇тъ — крест ст҃ъ — Свят
бл҃же́нъ — блажен кн҃зь — князь ст҃ль — святитель
бл҃гче́стїе — благочестие лб҃вь — любовь сщ҃е́нникъ — священник
бцⷣа — Богородица мр҃і́а — Мария срⷣце — сердце
вл҃ка, влⷣка — Владыка мт҃рь — Матерь сл҃ва — слава
влⷣчца — Владычица мт҃и — Мати сн҃ъ — Сын
влⷣчество — владычество млⷭ҇ть — милость стрⷭ҇ть — страсть
воскрⷭ҇нїе — воскресение млⷭ҇рдїе — милосердие трⷭ҇тъ — Трисвят
гдⷭ҇ь — Господь млⷭ҇тынѧ — милостыня трⷪ҇ца — Троица
гдⷭ҇ень — Господень млⷣнецъ — Младенец трⷪ҇ченъ — троичен
гдⷭ҇и́нъ — господин мрⷣость — мудрость оу҆чн҃и́къ — ученик
гдⷭ҇тво — господство мч҃никъ — мученик оу҆чт҃ель — Учитель
гдⷭ҇рь — государь мцⷭ҇ъ — месяц хрⷭ҇то́съ — Христос
гл҃ъ, гл҃го́лъ — глагол нб҃о — небо цр҃ь — Царь
дв҃а — Дева нбⷭ҇ный — небесный црⷭ҇тво — Царство
дв҃ство — девство нн҃ѣ — ныне цр҃ковь

Русская скоропись, устав, полуустав

З наете ли вы, что 1700 года цифры на территории Русского государства обозначались буквами (скоропись 17 века)?

Согласно всеведущей Википедии арабские цифры были введены в России после первого заграничного путешествия Петра I, когда он в 1698 году привёз из Лондона морских офицеров. Одним из офицеров был Фергарсон, который, как полагают, ввёл в России арабские цифры. Но на самом деле они пришли в Россию задолго до Петра, в 1647 году в Москве по указу царя Алексея Михайловича был напечатан русский воинский устав, в котором использовались арабские цифры. Книги же, напечатанные на русском языке за пределами России, содержали арабские цифры с начала XVI века. При этом в тексте использовалась славянская нумерация, а для вычислений - арабская.

Порядок нумерации соответствовал порядку букв в кириллическом алфавите . При обозначении цифр больше десяти буквы располагались в соответствии с принципом:»как слышим, так и пишем». Например: одиннадцать (один на десять) будет обозначено как АI, при этом А=1, I=10. Число 22 обозначалось как КВ, где К=20, В=2.

Вот как назывались некоторые количественные числительные:

Для того, чтобы отделять буквы, обозначающие цифры, использовали титло (черточки над буквами).

Вот пример расшифровки даты с монеты:

Буквы слева с титлом (Р (рцы) =100, Ѯ (кси)=60) обозначают 160, это 7160 год от сотворения мира*.

Чтобы перевести в современное летосчисление (от Рождества Христова) нужно отнять 5508/09. То есть у нас получается 7160-5508 = 1652 год.

Интересная особенность ультрафиолетового света:он помогает различать выцветшие со временем чернила. Некоторые посетители архивов используют, например, миниатюрные ультрафиолетовые фонари .