Информация
о дворце
Учебный процесс

Методическая деятельность

В настоящее время фактически идет формирование долгосрочной стратегии развития дополнительного образования в нашей стране, в связи с чем было принято большое количество нормативных документов, регламентирующих эту деятельность.

Руководствуясь перечисленными документами, педагогический коллектив организует разноплановую деятельность нашего учреждения, в том числе и методическую. Опираясь на Федеральную целевую Программу развития образования на 2011-2015 годы, творческая группа разработала Программу деятельности и развития ДТДиМ на 2014-2018 гг. и 13 целевых программ, которые имеют единую структуру.

Научно-методическая деятельность во Дворце творчества детей и молодежи представляет собой систему мероприятий, направленных на научно-теоретическую и методическую подготовку педагогических работников с целью повышения качества образования и эффективности образовательного процесса.

Структура научно-методической службы определяется стратегией развития Дворца и включает в себя советы, профессиональные объединения специалистов, службы и центры. Методическая деятельность в учреждении осуществляется 17 методистами в 8 отделах и 7 методистами в информационно-методическом отделе, она ведется под руководством заместителем директора по научно-методической работе.

Основную работу по методическому сопровождению деятельности педагогов выполняют методисты в отделах (в среднем один методист координирует работу 15 педагогов), осуществляя многочисленные функции: информационную, проектировочную, организационную, аналитическую, прогностическую, обучающую, консультационную и др.

В информационно-методическом отделе работают специалисты, курирующие одно-два направления методической деятельности в рамках всего учреждения. Эти направления могут изменяться в зависимости от социального заказа государства, муниципалитета, социальных партнеров и главных заказчиков – детей и родителей.

В настоящее время реализуются следующие направления методической деятельности:

1. «Программно-методическое обеспечение учебного процесса» предполагает координацию деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных программ: модифицированных (адаптированных), экспериментальных и авторских программ. Данное направление включает в себя анализ программно-методической продукции всего учреждения, обеспечивает работу экспертного совета, отвечающего за разработку новых программ, присвоение им соответствующего статуса и выдвижение их на конкурсы.

2. Целью методической деятельности по направлению «Целевые программы» является отслеживание хода реализации целевых программ, уточнение целевых показателей и индикаторов результативности, мониторинг деятельности по отдельным (модулям) отделам, ежегодный анализ и корректировка предполагаемых результатов.

3. «Организация непрерывного образования педагогов ДТДиМ» направлена на создание условий для адаптации, становления, развития и саморазвития педагогов на основе их индивидуальных особенностей и потребностей через организацию непрерывного образования внутри учреждения. Уже многие годы во Дворце творчества детей и молодежи в рамках этого направления реализуется программа непрерывного дифференцированного образования педагогов, которая включает в себя модули: для начинающих педагогов («Школа молодого педагога»), для методистов, для педагогов-организаторов, для руководителей структурных подразделений, творческие лаборатории по всем направлениям деятельности учреждения и др.

4. Главными задачами направления «Инновационная деятельность и работа с детьми с признаками одаренности» являются создание условий для освоения педагогами инноваций и активизация процесса внедрения нововведений в учебно-воспитательную деятельность УДОД, отработка целостной системы работы с детьми с признаками одаренности, сопровождение учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также обеспечение повышения качества образования в ДТДиМ.

5. «Социально-педагогическая деятельность» направлена на систематизацию и координацию работы по созданию единого реабилитационного пространства для полноценной жизнедеятельности, творческого развития и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Социально-педагогическая деятельность регламентируется Концепцией социально-педагогической деятельности Дворца творчества детей и молодежи на 2011-2015 гг.

6. Целью деятельности по направлению «Обобщение педагогического опыта» является создание условий для обобщения и распространения педагогического опыта в учреждении дополнительного образования детей. Любой плодотворный опыт представляет ценность не только для самого создателя, но и для всех педагогов, помогая им совершенствовать практику учебно-воспитательной работы.

7. «Воспитательная деятельность» рассматривает проблемы и пути развития воспитательной системы ДТДиМ, предлагает механизмы реализации инновационных идей в сфере воспитания, представляет передовой педагогический опыт воспитательной деятельности. В настоящее время в ДТДиМ воспитательная работа осуществляется в соответствии с Концепцией «Социальное воспитание и дополнительное образование детей и молодежи Воронежской области на 2012-2015 гг.» по следующим направлениям: гражданско-патриотическое, психофизическое, социально-педагогическое, художественно-эстетическое, духовно-нравственное и экологическое. А также при планировании воспитательной деятельности используется программный документ учреждения Воспитательная система «Социальное становление и творческое развитие личности в воспитательном пространстве Дворца» (2012 – 2015 гг.).

8. Целью направления  «Мониторинговая деятельность» является получение объективной и достоверной информации о состоянии качества образования в учреждении дополнительного образования для повышения эффективности и результативности образовательного процесса. При проведении анализа данных, полученных в ходе мониторинга, имеется возможность сочетания текстовой аналитической справки, схем, графиков, таблиц, диаграмм и пр., которые затем входят в аналитическую часть любого документа. Одним из наиболее востребованных направлений мониторинга является мониторинг качества.

9. Целью направления  «Издательско-редакционная деятельность» является издание и распространение авторской методической продукции, презентация материалов о деятельности учреждения. За последние три года издательско-редакционным центром выпущено около 60 пособий в помощь всем участникам образовательного процесса.

10. Главными задачами направления «Рекламная деятельность и работа с сайтом» являются доведение полной информации об образовательных услугах Дворца творчества детей и молодежи до потребителей, формирование прогрессивного имиджа образовательного учреждения, создание условий для сетевого взаимодействия с другими учреждениями по поиску решений актуальных проблем образования, а также поддержка работы сайта. Сайт Дворца творчества детей и молодежи стал дипломантом в конкурсе «Лучший сайт образовательной организации – 2014».