Инклюзия

Инклюзивное обучение во Дворце

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — модель образования, основанная на понимании того, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут и должны  быть вовлечены в социум и в процесс обучения общеобразовательных школах. Инклюзивное (или включенное) образование — это совместное обучение детей  с ОВЗ с детьми, не имеющими таких ограничений.

Инклюзивное образование основывается на восьми принципах:

— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
— каждый человек способен чувствовать и думать;
— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
— все люди нуждаются друг в друге;
— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

На территории РФ инклюзивное образование регулируется Конституцией РФ и рядом федеральных законов — федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Плюсы инклюзивного образования очевидны. Для детей с ОВЗ это возможность социализироваться — взаимодействовать с обществом на всех уровнях, не выпадая из него. Дети с ОВЗ получают возможность развиваться, получая новые навыки и знания. Для общества инклюзивное образование — возможность открыто взглянуть в глаза и принять факт существования детей с ОВЗ и, как следствие, принять этих детей.

Примером могут служить дети с аутизмом. Они могут реализовать свой потенциал при условии, что обучение и воспитание начаты вовремя. Такие дети нуждаются в специальной образовательной поддержке с раннего возрасти и на протяжении всей жизни, однако наибольшую роль играет правильно организованный школьный период обучения. При этом индивидуальное обучение на дому не дает детям необходимых социальных впечатлений, дефицит к которым приводит к вторичной аутизации и усугублению существующей проблемы.
Аналогична ситуация и с другими проявлениями ОВЗ и именно правильно выстроенное школьное и дополнительное образование дает таким детям возможность обрести дальнейший путь в жизни и помочь им стать социально адаптированными.

Для нас инклюзивное образование означает, что мы раскроем таланты и потенциал детей с ОВЗ и сможем продемонстрировать окружающим, что они такие же, как и мы — они радуются и смеются, творят, обучаются и создают нечто прекрасное наравне с другими. Поэтому мы открываем двери перед такими детьми и даем зеленый свет инклюзивному образованию, зажигая на небосводе дворца новые звезды.

Памятка педагогам и педагогам-психологам, работающим с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС)

Схема движения и зона обслуживания для маломобильных групп населения.

Открыть файл.pdf