Психологическая служба

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Детский аутизм. Признаки, виды, рекомендации родителям

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Термин аутизм происходит от латинского слова autos – «сам» и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.
Ранний детский аутизм встречается в 2-4 случаях на 10 000 населения.
По статистике, глубокая форма аутизма встречается только у 1 ребенка из 1 000.
Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем среди девочек.

Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Большинство исследователей полагают, что ранний детский аутизм является следствием патологии — недостаточности центральной нервной системы.

Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: врожденной аномалией развития организма ребенка, врожденными нарушениями в обменных процессах организма, органическим поражением центральной нервной системы в результате патологии беременности и родов, рано начавшимся шизофреническим процессом.

Признаки аутизма у маладенцев
Полностью картина заболевания формируется у ребенка к 2,5-3 годам, но ранние симптомы расстройства аутистического спектра могут наблюдаться уже до года.

У аутичных детей нарушается «комплекс оживления», характерный для нормального развивающихся младенцев: такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки.

Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход.

Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд «мимо», „сквозь“ человека, он не откликается на свое имя.

Есть признаки, по которым можно распознать склонность к аутизму уже у шестимесячного младенца. 
1 — излишняя пассивность: не плачет, не двигается, не интересуется окружающим миром. 
2 — чрезмерная активность: все время плачет, нервничает, вертится. 
3 — отказ от материнского молока. 
4 — отсутствие реакции на голоса и на появление родителей. 
5 — попытка уклониться от прикосновения родителей. 
6 – нежелание устанавливать контакт глаз с предметами или с родителями, то есть незаметно, чтобы ребенок смотрел в глаза или что-то        разглядывал. 
7 — возможно отставание в развитии. 
8 — это может быть ускоренный рост окружности головы, черепа.

В более взрослом возрасте можно выделить также следующие симптомы раннего детского аутизма:
1). одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;

2). отгороженность от внешнего мира;

3). сопротивление любым переменам обстановки;

4). склонность к повторяющимся действиям, словам;

5). однообразие интересов и пристрастий;

6). слабость эмоциональных реакций на близких, даже на мать (вплоть до полного безразличия);

7) нарушения развития речи (ребенок не говорит, или говорит очень много, но общается с «невидимым собеседником»);

8). повышенная тревожность, страхи;

9). плохая реакция на зрительные и слуховые стимулы (в раннем возрасте у таких детей могут подозревать слепоту или глухоту);

10). наличие ритуалов;

11). наличие сверхпривязанности к некоторым предметам, нежелание с ними расставаться.

Любой из этих признаков, а тем более их совокупность, должен насторожить родителей. В то же время, мамам и папам не следует проявлять излишнюю нервозность. Нужно помнить, что каждый младенец обладает своим собственным характером, своими личными особенностями. Поэтому оценивать состояние ребенка и ставить диагноз должны специально подготовленные врачи. Задача родителей — быть внимательными к своему малышу и вовремя обращаться за помощью.

ПОВЕДЕНИЕ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ

Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не смотрит в глаза окружающим. Если все же фиксирует взгляд, то он получается как бы взгляд «сквозь». Избегают телесных контактов, отстраняются от ласки близких.

Наблюдается ряд характерных стереотипий – непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий:

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ стереотипы – прыжки, раскачивание туловища, взмахивание руками, бег на цыпочках по кругу и т.д. Все эти движения усиливаются при возбуждении и утомлении. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе, порой неудобной, вычурной.

РЕЧЕВЫЕ стереотипы – эхолалия (автоматическое повторение чужих слов), мутизм (отказ от речи, ребенок постоянно молчит), набор штампованных фраз. Некоторые дети по развитию речи могут опережать сверстников в норме, а другие — отставать. Особенностью речи является речь о себе во II или III лице. Речь аутичного ребенка является речью для самого себя.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ стереотипы – чрезвычайно чувствительны к перестановке предметов. Изменение в обстановке вызывает чувство страха. Все изменения надо проводить, добившись согласия аутичного ребенка. Испытывают большие трудности в копировании движений, путая верх-низ, право-лево, вперед-назад.

СОЦИАЛЬНЫЕ стереотипы – наличие разнообразных страхов, избирательность в контактах или отказ от контактов, чувство дискомфорта при взаимодействии с другими людьми.

ИГРОВЫЕ стереотипы – использование необычного материала для игры (часто предметы домашнего обихода: обувь, веревки, выключатели, провода и т.д.). Играют крайне однообразно. Дети с чертами аутизма ни на одном возрастном этапе не играют со сверстниками в сюжетные игры (в школу, в больницу, в магазин и т.д.), отсутствует интерес к просмотру кинофильмов и телепередач, отражающих отношения между людьми.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА

Аутичный ребенок может производить впечатление капризного, избалованного, невоспитанного ребенка, иногда крайне туповатого, неловкого и неуклюжего. Непонимание и осуждение окружающих на улице, в транспорте, в магазине значительно усложняет положение и его самого, и его родителей.

В результате, такие родители чувствуют себя отверженными, одинокими, у них возникает страх перед появлением в общественных местах вместе с ребенком, они начинают стыдится своего ребенка.

Иногда, детей, страдающих тяжелыми формами аутизма, не принимают ни в одно детское дошкольное заведение, а при достижении ими школьного возраста признают «необучаемыми» и не принимают даже во вспомогательную школу. Родители таких детей особенно сильно чувствуют себя несчастными. Живя в такой нервной стрессовой обстановке, иногда испытывая безысходность, некоторые родители срываются на ребенка-аутиста — кричат на него, обзывают, а иногда и бьют его.

Специалисты знают, как важна для успешной коррекционной работы с аутичным ребенком доброжелательная атмосфера в семье. Поэтому очень важно родителям создать в доме психологический комфорт.

Для этого родителям очень важно избавиться стереотипов:

1). «Мой ребенок должен достичь в жизни большего и оправдать мои надежды, возложенные на него.»

2). «Больной ребенок — это наказание за какие-то твои грехи. Ты сама виновата, что он болен.»

3). «Если у тебя больной ребенок-инвалид, твоя жизнь кончена: ты должна все бросить, прекратить следить за собой, отказаться от своих планов, личной жизни и остаток жизни посвятить ребенку.»

Эти и другие подобные стереотипы причиняют родителям огромные страдания, потому что диктуют заранее заданный жизненный сценарий, как бы требуя от них отбросить все свои планы, мечты и жить так, как жить совсем не хочется. Иногда, на ребенка смотрят, как на первоисточник всех бед: «Если бы он был здоровым, я могла бы жить совсем иначе!»

Чтобы наладить с аутичным ребенком контакт, стать ему другом и помощником, необходимо следовать следующим правилам.

Правило 1. Избавьтесь от собственных амбиций в отношении своего ребенка. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. 
Мы требуем, что бы ребенок соответствовал нашим высоким требованиям к нему. Мы мечтаем: «Он станет богатым (банкиром, бизнесменом, менеджером), талантливым (музыкантом, артистом, танцором, художником)». При этом родительские мечты не всегда согласуются с мечтами и способностями самого ребенка. А если вдруг выясняется, что ребенок серьезно болен, что необходима многолетняя коррекционная работа, а планы родителей по его будущему были полны радужных перспектив, родители испытывают страшный стресс: „Наш ребенок не поступит в университет, не станет банкиром, не станет художником, и вообще неизвестно станет ли он полноценным человеком!!!!“ Пройдет много дней, прежде чем семья после такого стресса снова обретет почву под ногами.
Правило 2. Ни в коем случае не стыдитесь своего ребенка. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть.
Примите его таким — с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите? Почему их мнение для вас так важно?
Правило 3. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Результата вообще ждать не стоит. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.
Правило 4. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно ни в чем не виноват, и что он нуждается в вас и вашей любви к нему.
Правило 5. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое-от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.
Родители должны помнить о том, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и анализируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир аутичного ребенка и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами.

Кроме того, родители должны знать, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной «эмоциональной бури». Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.

Любви, терпения и мудрости в воспитании вашего ребенка!

Рекомендации родителям ребенка с ДЦП

Родители имеющие ребенка с ДЦП знают о том, сколько сопутствующих психологическихпроблем приносит с собой эта тяжелая болезнь. Поэтому понятно, что характер ребенка, несущий ее отпечаток, является очень сложным, а умственные способности зачастую сниженными. Но это не вина ребенка, а его беда. И Ваша задача помочь ребенку в сложных условиях болезни, раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сделать его максимально приспособленным к самостоятельной жизни и пусть примитивной, но полезной профессинальной деятельности.

Эти дети характеризуются повышенной утомляемостью, впечатлительностью. Они чутко реагируют на любые изменения внешней среды: обстановки, погоды, а особенно — настроения и отношения близких людей. Поэтому, именно семья, родители — вот основной источник, из которого могут черпать силы и энергию для выздоровления дети ДЦП.

Рисование один из самых любимых видов деятельности в дошкольном возрасте.

Рисование может быть нарушено по очень многим причинам, т.к. включает в себя:
— мелкую моторику кисти, управление ею;
— умение передавать пространственное расположение предметов;
— возможность произвольно организовать свое поведение;
— восприятие того предмета, который нужно изобразить.

Первые две причины наиболее часто нарушают развитие способности рисовать у детей с ДЦП. Восстанавливать эту способность начинайте с:
• раскрашивания крупных рисунков;
• пририсовывания мелких деталей к почти готовому рисунку;
• обведения рисунка толстой линией;
• соединения точек, образующих изображение.

К 5-ти годам ребенок должен уметь самостоятельно изображать простые предметы: человека с туловищем, домик(необъемный), цветок. Для успешного овладения процессом рисования, необходимо развивать как мелкую, так и крупную моторику. Для развития мелкой моторики нужно упражняться ежедневно. Это хорошо влияет не только на возможность управлять движением пальцев, но на развитие речи, произвольности поведения.

1. Одной рукой пожать ( «поздороваться») по очереди каждый палец другой руки.
2. Каждым из 4-х пальцев „встретиться“ с большим пальцем кисти.
3. „Идет коза рогатая“ — выставление 2 и 3 пальцев или 2 и 5-г.
4. Попадание 1 пальцем в „мишень“.
5. Рисование красками пальцем, каждый палец измазан определенным цветом.
6. Работа с пластилином: раскатывание колбасок, колобков, вытягивание у них носиков двумя пальцами.

Придумывайте сами, творите! Можете помогать ребенку своей рукой. Постепенно пассивное движение его пальцами с вашей помощью сделают возможным и его самостоятельные движения.
Крупная моторика.
Человеческая ходьба — это попеременное движение руками и ногами. Для их согласованности необходима реципрокная координация. Ее нарушения очень часты при ДЦП. Это мешает приобретению навыка не только ходьбы, но даже ползания. Для ее восстановления и развития можно воспользоваться принципом обратной связи. Что это значит? Если у Вас плохое настроение, но Вы улыбнетесь себе в зеркало или знакомому, оно станет немного лучше. Так попробуйте поступать и с ползанием.
Поставьте ребенка на четвереньки и вдвоем двигайте его:
— на счет 1 — левая нога и правая рука вперед
— на счет 2 — правая нога и левая рука вперед.
Также с ходьбой. Также с руками: на счет I одна рука, сжатая в кулак, другая ладонью кладутся на стол; на счет 2 — они изменяют свое положение на противоположное. Постепенно пассивные движения ребенка с вашей помощью создают почву для их самостоятельного выполнения.

Рекомендации родителям слабовидящего ребенка

1. Способствуйте формированию коммуникативных навыков через чтение, беседы, игры.
2. Информируйте ребенка о трудностях, которые могут вызвать затруднения при ориентировке в пространстве.
3. Формируйте позитивные свойства личности, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.
4. Развивайте мимику ребенка, учите контролировать ее с помощью пения. В данном процессе мышцы лица тренируются, и человек учится ими обладать в большей мере.

Родителям слабослышащего ребенка необходимо помнить о полном принятии ребенка таким, какой он есть — родители должны понимать и принимать состояние ребенка. Нужно относиться к ребенку с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности.Ребенок должен развиваться, как обычный ребенок, и не чувствовать своего отличия, ущемленности.
Одной из возможностей компенсировать потерю слуха у ребенка является протезирование современными слуховыми аппаратами. Поэтому желательно иметь слуховые аппараты на оба уха, которые в обиходе называются«заушинами». С ними ребенок будет познавать звуки окружающего мира. Если у вас один аппарат, то надевайте сегодня на левое ухо, завтра — на правое.
Не всегда легко приучить ребенка к аппарату. Главное здесь — никакого насилия, а только поощрение игрой и общением с взрослым. Тогда ребенок с большим желанием будет носить то, с чем связаны положительные эмоции.
Важно понять, что слуховой аппарат является сложным техническим устройством, которое необходимо приобретать и настраивать индивидуально. Правильно настроенный он позволит вашему ребенку ощутить мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценного и гармоничного развития.
Слуховые аппараты необходимы для ориентации в пространстве (вовремя услышать сигнал опасности), для общения со слышащими (в учреждениях, транспорте, магазине), для получения полноценного образования.
Ребенка, с нарушением слуха, необходимо обучать чтению с губ, уделять много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова.
Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ. Чтобы он не утомлялся и не избегал занятий, придавайте им вид игры. Он будет слышать, но не на всех расстояниях одинаково. Часто низкие частоты слышны на более дальних расстояниях (стук, шорох, бас). Чем выше частоты, тем они должны быть ближе.
Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое— левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.
Дома необходимы резиновые игрушки-пищалки, свистульки, бубен, игрушечная балалайка, гитара, гармошка. Необходимо знакомить со всем окружающим, издающим звук. Сначала это игрушки, потом окружающие предметы: холодильник, музыкальный центр, машина.
Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребенком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.

Родителям детей с ЗПР

Какую помощь могут оказать родители, если в семье ребенок с задержкой психического развития?
Не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий.
Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не»над», а «рядом».
Не предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.
Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью; внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха.
Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения домашнего задания крайне необходимы.

Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей.Важно, что бы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках.
Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния. Нуждается ли ребенок с задержкой психического развития во врачебной помощи?

Как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом–психоневрологом такого ребенка желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.

 Неугасание младенческих рефлексов при ДЦП часто ведет к тому, что попытка ребенка дотянуться рукой до предмета ведет к непроизвольному отворачиванию головы в противоположную сторону. Рассогласовать это стойкое патологическое сочетание дело долгое и трудное, но возможное и необходимое для умственного развития ребенка, не говоря уже о физическом. На первом этапе нужно помогать ребенку поворачивать глаза и язык в разные стороны. Привлечь взгляд ребенка игрушкой вправо, язык попросить его высунуть, и своей рукой постараться повернуть его влево, затем стороны поменять. Если этим заниматься понемногу, но каждый день, рассогласование произойдет. Дальнейшее рассогласование движений руки и шеи в разные стороны пройдет уже заметно быстрее.

Надеемся, что наши рекомендации пригодятся вам в воспитании и развитии вашего ребенка!