О православных бесах. Рассказ потряс до глубины души - Русскiй городовой (Светлана Горбова)

Враги душевные никому и нигде не дают покоя, особенно если отыщут в нас слабую сторону и запнут каким-либо желанием неудобоисполнимым, которое человек, по своей настойчивости, ставит иногда выше наслаждений рая.

Мужайся и да крепится сердце твое (Пс. 26, 14). Среди докучливых, а иногда устрашающих искушений вражиих утешай себя Апостольскими словами: «верен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но со искушением сотворит и избытие» (1 Кор. 10, 13), и часто повторяй это слово для укрепления себя. Также презирай суетные, но злые внушения врага, угрожающего тебе погибелью. Самые угрозы его показывают тебе надежду, что он не может тебе ничего сделать, покрываемой милостью Божьею. Если бы он мог что-либо сделать, то не стал бы угрожать. Ангел покаяния святому Ерму сказал, что враг диавол совершенно бессилен и ничего не может сделать человеку, если сей добровольно не согласится прежде на какой-либо грех. Поэтому, когда враг докучает тебе студными и скверными помыслами, прибегай ко Господу, молясь псаломскими словами: «Господи! Изгонящии мя ныне обыдоша мя» (Пс. 16, 11). «Радосте моя! Избави мя от обышедших мя» (Пс. 31, 7).

Описываешь новое искушение, желая знать причину, чем ты подала такой повод врагу, что он явился пред тобою видимо и плясал некоторое время, хвалясь, что он изобрел на тебя новое и сильное ухищрение к твоему уловлению. Думаю, что это новое ухищрение состоит в том, что он успел обокрасть тебя недостатком терпения и любви к ближнему, возбуждая в тебе гнев и недовольство против других, начиная со старшего лица, с сожительствующей с тобою сестры, так что и ко всем прочим явилось в тебе чувство не только не любовное, но как бы и памятозлобное и ненавистное. Такое окрадение вражие и не совсем мирное чувство к другим
было причиною и того, что ты в последний раз приобщалась с такими разсеянными и развлеченными чувствами, как никогда, по твоим словам, не приобщалась; потому что Церковь Православная повелевает приступать к приобщению с чувствами мирными, чуждыми всякого сетования и недовольства на других, как читаем в начале молитв к Святому причащению: первее примирися тя опечалившим, таже (т. е. потом) дерзая таинственное брашно яждь. Гневному окрадению, думаю, предшествовало другое незаметное окрадение, но вместе и довольно вредное. Вообще, тебе скажу, что причину попущения на нас искушений вражиих святой Апостол объявил ясно сими словами: «да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти» (2 Кор. 12, 7). Телу апостольскому досаждали палочные биения - три краты четыредесять разве единые, а нам враг досаждает разными своими злокозненными выходками.

Пишешь, что гул продолжается. Что делать? Надо терпеть. - Святой Иоанн Лествичник пишет, что даже и смиренные люди слышат топоты душевных татей, но ни единым из них искушены быть не могут, потому что ум их, заключив себя в ковчег смирения, от душетатцев некрадом пребывает. Прибегай и ты в сем искушении к твердыне смирения, которая для хищников неприступна.

Сидел бес в образе человека и болтал ногами. Видевший это духовными очами спросил его: «Что же ты ничего не делаешь?» Бес отвечал: «Да мне ничего не остается делать, как только ногами болтать, - люди все делают лучше меня».

Пришел к старцу <преподобному Амвросию> какой-то господин, не верующий в существование бесов. Батюшка рассказал ему следующее: «Приехал один барин в деревню в гости к своим знакомым и выбрал сам себе комнату для ночлега. Ему говорят: «Не ложитесь тут - в этой комнате неблагополучно». Но он не поверил и только над этим посмеялся. Лег, но вдруг слышит ночью, что кто-то дует ему прямо в лысину. Он укрылся с головою одеялом. Тогда этот кто-то перешел к его ногам и сел на постели. Гость испугался и со всех ног бросился бежать оттуда, уверившись собственным опытом в существовании темной силы». Но и после сего рассказа господин сказал: «Воля ваша, батюшка, я даже не понимаю, что это за бесы». На это старец ответил: «Ведь и математику не все понимают, однако она существует». И еще прибавил: «Как же бесы не существуют, когда знаем из Евангелия, что Сам Господь велел бесам войти в стадо свиней?» Господин возразил: «Но ведь это иносказательно?» - «Стало быть, - продолжал убеждать старец, - и свиньи иносказательны, и свиней не существует. Но если существуют свиньи, значит, существуют и бесы».

Проповедь

Уроки святости:
искусство войны с демонами

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Сегодня, в воскресный день, Святая Церковь предложила нам Евангелие от Матфея, в котором повествуется об изгнании беса из одного отрока Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом.

Это известное вам, надеюсь, повествование можно приложить к внутреннему человеку, если рассматривать конкретное историческое событие как образ для внутреннего делания.

Мф.17:
14 «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду»

Человек некий – это наше естество, которое осознало нужду в единственно способном исцелить нас Господе. Оно смиряется от обстоятельств, преклоняет колена пред Богом и смиренно умоляет об исцелении отрока, которым является наш беснующийся, тяжко страдающий дух, ибо он «часто бросается в огонь и часто в воду» . Огонь – это образ страстей, а вода – одолевающие нас во множестве греховные помыслы. Демон загоняет нас либо в обилие греховных мыслей, которые уносят нас как поток воды и мучают, либо в огонь разжения какой-либо конкретной страсти. Он пытается погубить нас тем либо иным способом.

Если мы усвоим это сейчас, то поймём и дальнейшее повествование: « 16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» . То есть человек этот приводил своего страдающего от беса отрока к ученикам Христовым – скажем, в храм к священникам или к другим христианам – в надежде получить исцеление. Почему же ничего не получалось? – Потому что человек пытался через внешние действия получить внутреннее исцеление, что невозможно.

« 17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда» . Исцеление нашего духа может быть произведено только в присутствии Господа и только Им Самим. Нужно было привести отрока именно туда, где реально находился Христос. И мы должны пригласить Господа к себе, чтобы Он исцелил нас. Ничто другое не поможет нам избавиться от бесовского воздействия. Именно отстранённость от Господа является основной причиной неверности и развращённости.

« 18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час» . Вот что производит личное присутствие или участие Господа Иисуса Христа, Сына Божия – бесы подчиняются Ему и выходят, после чего исцеляется дух наш. Как же мы можем привлечь Господа Иисуса к нашему бедствующему духу? – Только непрестанным, покаянным, смиренным призыванием Его имени.

« 19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?» . Этот вопрос интересовал учеников Господа, ведь они же изгоняли других бесов – им дана была такая власть. Поэтому возникло недоумение и встал вопрос почему же им не удалось изгнать беса из этого конкретного отрока. Они не понимали ещё, что отрок этот служит прообразом нашего внутреннего состояния, – нашего повреждённого и беснующегося духа, – а не просто представляет собой очередной случай телесного беснования.

Господь, вразумляя их, отвечает: « 20 … по неверию вашему;…» , т.е. ученики Господа не смогли сделать это по своему неверию. Конечно же Господь говорит здесь не об отсутствии веры у Апостолов в то, что Он Всемогущий Бог. Естественно, они верили в это, более того, получили от Господа власть и силу бесов изгонять. Не об этом неверии здесь речь.

« 20 … ибо истинно говорю вам: – продолжает Он – если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;» . Вот о какой вере говорит Господь – не головной, не догматической, и даже не полученной из конкретного наблюдения или личного опыта, но глубоко духовной, внутренней вере – вере, происходящей от Божественного просвещения, от Божественного воздействия на человека, от великого дара ведения, благодаря которому человек опытно узнаёт силу Бога и то, как можно ею распоряжаться. Нет ничего невозможного для такого человека. По воле Божией он может творить всё, находясь в живом, реальном соединении с Богом, настолько неразрывном, что чего возжелает такой человек – того хочет Бог, и что Бог возжелает – начинает хотеть тот человек. Это великая совершенная вера, которую уже нельзя отделить от практического действия. И слово такого человека уже нельзя отделить от дела. Как слово, сказанное Богом немедленно становится делом, так и у человека, соединённого с Богом такой духовной верой, слова от дел неотделимы.

И завершает Господь Своё поучение и объяснение фразой: « 21 этот же род изгоняется только молитвою и постом» . Слова эти как раз и подчёркивают, что речь шла не просто о головной догматической вере, а об особого рода практике изгнания того вида демонов, которые держат наш дух в мёртвом, недееспособном состоянии.

В этих же словах указан единственный способ избавления от этого беса внутри нас. Нам не поможет никто из людей: ни Апостолы Христовы, ни епископы, ни священники, ни старцы, ни святые, чтобы изгнать его. В каком смысле не помогут? – В самом прямом: по их слову или молитве бес не выйдет из духа нашего. Из тела страдающего человека они могут изгнать беса, из духа – нет. Без нашего участия, без нашего собственного труда, усилий, скорбей, без нашего покаяния – это невозможно. Только постом и молитвой изгоняется бес из духа нашего. Под постом, конечно же, должно разуметь не только воздержание от определённых видов пищи, а прежде всего, наше сердечное сокрушение. Пост для ума – это очищение помыслов, а для сердца – сокрушение и плач – то единственное чувство, которое Бог только и принимает от кающегося человека. Именно о таком посте говорит Господь.

Прочитав это место из Святого Евангелия, приходится делать очень печальный для христиан нашего времени вывод. К сожалению, подавляющее большинство современных верующих во Христа людей или тех, кто считает себя таковыми, вспоминают о бесах только столкнувшись со страшными последствиями их деятельности, – когда кто-то из близких уже реально беснуется, например, – либо, видя их изображения на картинках или читая о них в Евангелии. И даже это воспоминание является поверхностным, отстранённым, не проникающим внутрь человека, будто это что-то внешнее, его самого не касающееся. Подавляющее большинство современных христиан живут как в реальном Богозабвении, так и в забвении факта действительного присутствия бесов. Закрыл человек книгу, отвернул глаза от картинки и забыл о существовании врагов рода человеческого. Прошёл случай беснования с кем-либо из его близких, – который первоначально произвёл на него такое впечатление, что он молиться даже стал по-другому – и всё: человек тут же угасает и опять начинает несерьёзно относится к одному из важнейших факторов, влияющих на нашу духовную жизнь и дело нашего спасения.

А промыслом Божиим и обстоятельствами, сложившимися после грехопадения, мы поставлены в такое положение, что демоны являются неотъемлемой частью нашей жизни. Независимо от того верим мы в это или нет, понимаем или нет, знаем об их существовании или нет, – они присутствуют в нашей жизни, воздействуя на неё самым злобным, погибельным, богоненавистническим способом. И великое их достижение состоит в том, что бесы уверили многих людей в своём полном отсутствии, – это, мол, только аллегория, а не реальность, – а на тех, которые по вере своей признают их бытие, наводят сонное забвение – это, мол, когда-то бесы свирепствовали, а сейчас, когда люди уверовали, они не имеют к ним никакого отношения. Этому способствует, в том числе, множество еретических мнений, учений, которые распространены сейчас среди людей, именующих себя христианами.

Например, все придерживающиеся протестантского убеждения, что каждый уверовавший уже спасён, никак не могут всерьёз относиться к бытию бесов, их реальному присутствию и воздействию на нас с целью погубления наших душ. Сама ложная установка (раз уверовал – уже спасён) не располагает считаться с бесами и принимать их в расчёт. Это погибельнейшее заблуждение.

Cреди именующих себя православными христианами, которые, по вере Церкви признают бытие бесов, распространена другая ложная установка: попал в какую-то церковную структуру – ты уже спасён только потому, что пребываешь в ней, выполняешь предписания, ходишь в храм, где есть священноначалие, которое там за тебя молится, – всё в порядке. Опять-таки, такой человек теоретически знает о бесах, читает даже жития святых, – как те с бесами боролись, – но он никак эти знания реально не прилагает к себе, к своей жизни, пока не произойдёт явное бесовское наваждение или нападение. Тогда человек вспоминает о прочитанном и бежит за одноразовой помощью. Как только наваждение проходит, человек опять забывается и начинает жить привычной жизнью, не думая о демоническом присутствии. И это является одним из важнейших факторов погубления современных христиан – они неправильно ведут себя в отношении демонов.

Мы должны чётко и ясно уяснить для себя, что с момента рождения мы вступаем в мир, наполненный злыми духами, которые не нуждаются ни в пищи, ни в питии, ни во сне, ни в отдохновении, единственным намерением которых является погубление как можно большего числа людей. Они только тем и занимаются, что строят планы и принимают все меры, какие только им будут попущены Богом, чтобы погубить каждого рождённого человека, независимо от его поведения, мнения, желания, верований и т.д. На каждого они находят свой метод воздействия: неверующего держат в его неверии, прелестника – в его прелести, еретика – в его ереси, верующего пытаются запутать и обмануть, создавая видимость полезности его действий и применяя все меры к тому, чтобы человек тот не следовал воле Божией: чтобы не той мерой, не тем весом или не вовремя выполнял он свои делания. У бесов множество оружий, средств и методов борьбы с нами.

Мы же не внимаем учению Святых Отцов о том, что должно вести конкретную каждодневную, ежечасную, ежеминутную борьбу с этими злыми духами. Мы призваны к войне с бесами. Из купели Крещения мы выходим не просто членами Церкви, а воинами Христовыми. В таинстве Крещения этот факт особенным образом подчёркивается. Кто такой воин? – Это человек, ставший членом воинства, противостоящего другому воинству. С кем же воюет христианин? – С демонами и с греховными страстями.

По учению Святых Отцов страсти – суть те же демоны. Мы понимаем, что за каждой греховной страстью стоит демон, который держит нас, будучи связан с нами через неё. Именно через страсти бесы, прежде всего, оказывают своё воздействие на нас. Греховные страсти насаждаются в нас через греховные помыслы, когда мы не контролируем свой ум.

Человек принимает помысел однажды, затем второй раз, третий – и в нём начинает насаждаться страсть. После безконтрольного принятия греховных помыслов одного страстного направления в человеке образуется страстный навык, страсть, которая становится уже тираном, поскольку человек попадает в полную зависимость от неё. И демоны потом через эту страсть – или через несколько страстей – крепко держат человека в своих погибельных объятиях, в плену, в рабстве у себя. В таком бедственном положении мы рождаемся.

Господь, Который пришёл на землю, чтобы разрушить дела дьявола, прежде всего, избавляет нас от прелести, т.е. ложного видения себя, которое не позволяет нам познать своё бедственное состояние. Он объясняет нам кем мы являемся, для чего пришли в этот мир и в каких условиях находимся. Господь Сам изгонял бесов и дал власть Апостолам изгонять их – это был Его первый духовный дар, в котором больше всего мы нуждаемся, учитывая наши условия и обстоятельства.

Поэтому и первым признаком истинно верующего человека Господь назвал изгнание бесов, прежде всего, из себя: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк.16,17) . Это первое, что должен сделать человек, действительно уверовавший в Господа.

Изгнавший бесов человек вступает в постоянную войну с ними, ибо демоны ему это не простят, не оставят его в покое. Мы знаем, что они приходили к Безгрешному, Святому Господу, искушая Его в течение жизни. Сам сатана искушал Его и в пустыне, и в Гефсиманском саду, и при Крестных страданиях. Мы знаем слова Господа: « ... идёт князь мира сего – т.е. сатана, – и во Мне не имеет ничего» (Ин.14,30) . Господь победил его. Дивным смирением Он победил сатану и всех бесов его. И этим, как Первенец, показал нам, последователям Его, что мы должны сделать.

И, читая Священное Писание, мы нигде не встретим такого указания, что уверовавшие во Христа, ходящие в храм, поющие церковные песнопения, постящиеся люди наследуют Царство Небесное, поскольку уже спасены, уже с Богом. Нет! Вышеперечисленные – это необходимые условия, но недостаточные.

А что же является самым главным условием наследования жизни вечной, примирения, соединения с Богом и получения от Него обетований и великих даров? – Писание прямо указывает – победа над злыми духами и греховными страстями: «Побеждающему дам сесть рядом со Мной» (Отк.3,21) , «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон» (Отк.3,13) . Поэтому важно не просто вступить в войну с демонами и стать одним из воинов Христовых, но выиграть свою личную битву, победить в личной войне с духами злобы и греховными страстями.

И война эта продолжается постоянно, в течение всей нашей земной жизни, в особенности с момента рождения в купели Крещения, когда мы плюём на сатану, дуем на него, отрекаемся от него и этим объявляем ему войну. Естественно, он этого не забудет. Поэтому после объявления войны, – конечно же если мы не забыли, что обещали в купели Крещения, – мы должны вступить в неё.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Войди в сердце своё и сотвори брань с древним змеем, призывая имя Иисуса Христа». Поэтому моление Иисусовой молитвой, призывание имени Господа нашего, является не просто каким-то внешним отстранённым деланием, а одним из видов самой решающей битвы внутри себя.

Почему так важно призывать имя Спасителя и Бога нашего Иисуса Христа? – Потому что люди, желающие спастись и считающие себя верующими, церковными, должны понимать, что их победа зависит не только от их собственного желания, усилий и подвига, но, прежде всего, от Бога Иисуса Христа и Его помощи. Без Божественной помощи мы не можем вообще ничего делать, а, тем более, вступить в битву со злыми духами и победить их и греховные страсти, через которые демоны на нас воздействуют.

Поэтому христианин должен всегда заботиться о присутствии Божьей помощи. Он должен призывать её постоянно – ежедневно и даже ежечасно. И помощь эта должна проситься именно для борьбы против духов злобы поднебесных. «Наша брань – говорит Апостол Павел – не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6,12) . Вот с кем наша брань! И в этой брани мы, если нет помощи Божьей и покровительства святых Ангелов, заведомо проиграем. Потому что мы обложены тяжёлой плотью, которая нуждается во многих вещах: в пище, в питие, во сне, в отдохновении, в лечении и т.д. Мало того, что плоть сама по себе уступает лёгкости этих злых духов, так она ещё отягчена и всеми скорбными последствиями грехопадения, что не способствует обретению не только преимущества, но даже равенства в борьбе с духами злобы. Мы одержим сокрушительное поражение в битве даже с одним самым младшим из бесов, если не будет с нами Божьей помощи.

Поэтому, человек, серьёзно относящийся к своему спасению, должен проявлять это ежедневно в своей жизни и взывать в своих молитвах к Богу, к святым Ангелам, к святым людям о помощи именно против коварства демонов, против их ухищрений и нападок. Должна быть постоянная молитва для защиты от злых духов, входящая в наше утреннее и вечернее правило.

Теперь мы понимаем почему Святая Церковь благословляет призывать Ангела-хранителя. Ведь если он нам дарован, зачем просить: «Ангела мирна, верна хранителя, наставника душ и телес наших, даруй нам, Господи»? За каждым Богослужением мы просим об этом, кроме того, ещё утром и вечером обращаемся к Ангелу-хранителю.

Мы понимаем теперь, что это не формальное установление, а насущная необходимость для фронтовых, боевых условий. Осознание своей ничтожности, неспособности сопротивляться бесовскому воздействию приводит к истинному смирению. Из этого состояния человек говорит: «Я немощен. Господи! Помоги, защити меня от духов злобы – я не могу им противостоять. Пошли мне Ангела, – верного наставника, который бы хранил бы меня». От кого? – Прежде всего, от злых духов и всяческих их воздействий, напастей, коварств.

Затем и к Самому Богу обращаемся: «Господи! И Ты храни меня в путях моих!». Но чаще всего Господь сохраняет нас через Ангелов и только в особых случаях непосредственно участвует в защите от демонов и их напастей.

Это важнейшее делание для христианина, члена Церкви Христовой. Находясь на войне, мы должны дать трезвую, реальную оценку происходящему, а также собственным силам. Если сами по себе мы слабы, немощны, то должны компенсировать это молитвой, привлекая, тем самым, на свою сторону Того, Кто гораздо сильнее нашего противника – только тогда мы можем рассчитывать на победу. Более того, если будут успехи в этой войне, то мы будем уже не себе их приписывать, а Божьей помощи и покровительству святых Ангелов, понимая, что без помощи свыше мы бы никогда не одержали победу даже в самой небольшой локальной битве.

Для того, чтобы преуспеть в войне с духами злобы, нам необходимо очень хорошо изучить своего врага. Мы должны знать методы, которые он против нас используют, стратегию, тактику, все способы бесовского воздействия. Потому что, воюя с противником, которого не знаем, мы заведомо проиграем. Демоны имеют то преимущество, что они для нас, для нашего обыденного состояния невидимы и неуловимы.

Представьте себе такую ситуацию: выходят на состязание в единоборстве два борца, один из которых видимый, а другой – безтелесный невидимый дух, который, к тому же, несравненно сильнее видимого противника. И вот они выходят один на один. Каков будет результат? – Очевидно, что в таком единоборстве демон мгновенно победил бы любого самого сильного человека.

Само естество демонов даёт им преимущество. Они легко подвижные духи – злые, тёмные, но легко подвижные. Они невидимы обыкновенному нашему взору. Поэтому, прежде всего, мы должны прозреть, получить духовное зрение. Мы должны научиться их видеть. Способ видения демонов один – тот, о котором пишут Святые Отцы, – вести внимательную жизнь, наблюдать за своим умом, за помыслами. Ибо демоны, прежде всего и чаще всего, действуют через наши греховные помыслы и ощущения, которые они всевают в наше сердце, оказывая тонкое воздействие на наши нервы и кровь. И если мы научимся отслеживать эти воздействия, то через них будем наблюдать и демонов. Нам не нужно их видеть визуально. Они мерзкие, отвратительные, гнусные – кроме ужаса или погибели это видение ничего нам не даст. А вот духовно их видеть – очень важно для нас: как они к нам подходят, воздействуют на нас, устреляют нас, втягивают в грех. Нам необходимо это отслеживать, потому что именно здесь мы должны одержать победу.

И поэтому Господь сказал: «Царство Небесное нудится, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11,12) . Что Он назвал «Царством Небесным»? – Благодать Духа Святаго, которую, – хоть это и дар Божий, – мы не просто так получаем, а лишь употребляя усилие. Но между этим даром Божиим и нами стоит целое воинство злых духов. Всё небо занято полками демонов. И чтобы душа по смерти – после разлучения с телом – попала в Царство Небесное, она должна пройти так называемые воздушные мытарства, на которых всё это воинство истязает душу за грехи, соделанные в земной жизни. И это прохождение реального неба, которое отделяет землю от Царства Небесного, является одновременно и образом нашего внутреннего достижения Царства Божия в виде благодати Духа Святаго.

Между каждым из нас, – уверовавшим и желающим спастись, – и Царством Небесным, т.е. реальным достижением благодати Духа Святаго, находится то же самое полчище, которое потом, по смерти, будет уже в пространстве стоять. Сейчас оно стоит духовно, но точно так же воюет с нами, чтобы не допустить к соединению с Духом Святым, к полноте Царства, которое в нас может раскрыться. Ибо тогда бесам не будет места в нас и они проиграют. Поэтому наша задача – уже здесь, на земле, ещё до прохождения мытарств вступить в эту битву и победить в ней. Тогда по смерти нам нечего будет бояться. Мы, как победители, будем увенчаны и пройдём беспрепятственно.

В этой битве решается судьба и вечная участь каждого из нас. Поэтому, если мы хотим реально победить бесов, то должны принимать меры – призывать на помощь Бога, осознанно молиться Ангелу-хранителю, с пониманием, почему мы это делаем. И всегда, а особенно во время бесовских напастей, упреждать молитвой козни демонов, которые будут пытаться ввергнуть нас в прелесть, в ересь, в заблуждение или в любое страстное движение, чтобы уклонить от воли Божией, лишить нас мира, привести ко вражде по отношению к ближнему или к Богу и, таким образом, лишить нас Его помощи. Таким образом вся наша борьба сводится к тому, чтобы не лишиться помощи Божией. Потому что демоны знают, что самое главное – отсечь от нас Его помощь. Тогда они несомненно победят и смогут сделать с нами всё, что им только будет попущено Богом. Когда Бог лишает нас Своей помощи, Он как бы оставляет нас один на один с демонами, битву с которыми мы заведомо проиграем и погибнем.

Поэтому так важно постоянно подвизаться о помощи Бога и Его присутствии с нами. Это приводит нас к необходимости стяжания смирения. Ибо только смиренный, богобоязненный, кающийся, осознающий и свою греховность, и своё ничтожество, и великую силу противостоящих духов злобы, смиренноходящий пред Богом человек, который стяжал страх Божий, – что и есть выражение смирения пред Ним, – может рассчитывать на Божию помощь. Именно из осознания своего ничтожества – с одной стороны – и силы духов злобы – с другой, рождается смирение и благоговейный страх пред Богом: «Господи, если только Ты отнимешь Свою помощь – всё, меня разтерзают». Должна быть постоянная, каждодневная память о присутствии бесов и о том, что мы находимся на войне. Забыли – значит проиграли тот день или то время, пока мы были в беспамятстве. И опять-таки, необходимо тщательное изучение врага – лютых духов злобы.

Каким образом мы должны изучать своего врага? – Во-первых, теоретически, по письменным источникам, оставленных для нас Святыми Отцами Церкви, которые выиграли эту войну у духов злобы. Они оставили после себя очень много свидетельств об этой невидимой духовной брани. Они донесли до нас указания о том, как научиться видеть, различать врага, какие он использует методики против нас, какие нам применять средства в этой войне, как воевать и побеждать.

Но вы прекрасно понимаете, что одной теоретической подготовки недостаточно. Сколько ни читай книг, скажем, о боевых действиях в обычных наших современных условиях, сколько ни смотри картинок и фильмов о войне – это, конечно, может послужить источником информации, но не даст реальной подготовки к непосредственному вступлению с оружием в руках в битву и победе в ней.

Поэтому теоретическое усвоение – это необходимая база, от которой мы должны отталкиваться в своей каждодневной практической деятельности. Но нам нужно самим вступить в эту битву, вести её, стяжевая опыт борьбы с духами злобы в своей повседневной жизни.

Господь милостиво и очень премудро вводит нас в эту войну. Он не попускает испытаний сверх наших сил, иначе первый встречный бес сразу же растерзал бы нас. Он учитывает все наши немощи, наше неведение, нашу неспособность вести самостоятельные боевые действия. Всё, что у нас есть – это желание спастись и вера, которая движет нами, и Господь, кладя нашу веру в основание нашего же спасения, начинает нас образовывать. Тогда мы понимаем слова из Псалтири: «Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани» (Пс.143,1) , «Бог... научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук» (Пс. 17,35) . Как понимать слова « ... научающий... персты мои брани» ? Это значит, что Господь подготавливает нас к духовному бою, научая всем тонкостям искусства владения духовным мечом. И как в обычных битвах, во множестве происходивших на земле, от действий пальцев зависело очень многое – правильное владение копьём или луком со стрелами, например, – так и в духовной битве есть много тонкостей, которым Бог научает нас. Он всегда будет нам помогать.

Изучая Святых Отцов и применяя их учение в своей жизни, мы будем наблюдать как эта теория работает в нашей ежедневной практике. Вначале мы будем часто проигрывать. Но каждое падение, каждый проигрыш, каждое преткновение будет служить нам источником назидания и получения драгоценнейшего опыта.

Господь, научая нас, будет постоянно попускать смиряющие действия от демонов, которые будут нас повергать, вызывая недоумение и пытаясь довести нас до отчаяния. Но мы никогда не должны отчаиваться! Вступив в эту битву и ведя её, мы постоянно взираем и уповаем не на себя, а на того, Кто с нами – на Великого, Всемогущего Бога, Который обязательно победит. Лишь бы мы от Него не отпали, лишь бы мы не расстались с Ним и не изгнали Его своими не Богоугодными действиями. Если мы, находясь в покаянии, будем всё время приближаться к Богу и быть с Ним или Его приближать к себе, чтобы Он пребывал в нас, то, конечно же, победа будет за Богом – Он дарует нам её.

Очень важно учиться на практике искусству войны с демонами в каждом конкретном случае. Мы должны понимать, что всякий пришедший к нам человек, постучавшийся в двери, позвонивший или встретившийся нам на улице – это не просто случайное явление, но элемент нашей войны. Это проверка, испытание, искушение, как мы отнесёмся к нему, каким образом вступим в общение, что произойдёт. За развитием событий наблюдает Господь со святыми Ангелами, но за этим же наблюдают и демоны. И каждая из противоборствующих сил, со своей стороны, пытается нас привлечь либо к Богоугодному действию, либо наоборот, выставить нас врагами Божиими и презрителями Его заповедей. Если скорбное обстоятельство приходит – это тоже фрагмент невидимой битвы, потому что от нашего отношения к нему зависит исход. Мы победим в маленьком этом эпизоде, если отношение к нему будет Богоугодным, или проиграем, сдадим позиции, понесём урон и, может быть, только милостью Божией, вынесем опыт для последующих сражений.

Поэтому мы должны помнить, что всякое с нами случающееся событие обязательно внимательным образом разсматривается демонами. За всяким человеком стоит демон, следящий за каждым его действием. За всякой страстью, за каждым помыслом стоит демон. Он обязательно примешивается к каждому нашему действию, не только к явно греховному и не Богоугодному, но и к каждой попытке благочестивого действия. Он либо пытается отвести от Богоугодного, спасительного, либо, если видит, что не успевает в этом, то, хотя бы, по ходу действия извратить его, чтобы оно потеряло своё значение и ценность и, по возможности, превратилось в противоположное – в не Богоугодное. Если и это не удаётся, он пытается сделать его не Богоугодным через несвоевременность либо неправильный выбор меры или веса. Мы знаем, что для каждого человека есть своё ограничение в поднятии тяжестей. И бес знает эти ограничения в духовной сфере и пытается внушить человеку, что он может понести большее. Когда же человек – по внушению демона – берёт на себя сверх меры, – хоть и благого, как пост, число поклонов и т.д., – то этим он помогает бесу достичь погибельной цели, потому что человек заведомо обречён на поражение, поднимая вес, превышающий его возможности. Бесы знают это. Поэтому они очень лукаво и хитро поступают в ситуациях, когда нельзя человека ввести в явный грех, уловляя его на этих – казалось бы – деталях, тонкостях: «молись-молись, только не вовремя и не той мерой». И всё – человек проигрывает.

Существует огромное количество хитростей и тонкостей, которые сразу-то и постичь невозможно, не то что усвоить и правильно употребить в борьбе с демонами. Они лживые, лукавые, лицемерные, клеветнические духи, которые пользуются этим арсеналом постоянно – лгут, обманывают, клевещут на всех, даже на Бога, выдавая Его нам суровым, требовательным Судьёй, Который никогда, сколько бы мы не подвизались, нас не услышит, не помилует; поэтому нужно насладиться хоть этой жизнью, раз Блаженной Вечности нам всё равно не достигнуть. Если им не удаётся поймать человека на эти уловки и тот всё равно занимается своим спасением, тогда они начинают тешить его тщеславие, ублажая похвалами: «О, молодец! Смотри как пошёл! В наши времена!!! Да никто сейчас так не подвизается – ты вообще всех превзошёл!». Человек попадается на эту удочку и тут же теряет всё. В бесовском арсенале есть множество различных средств. И мы должны их все – по каждой страсти – изучить, чтобы знать какими способами они воздействуют конкретно на нас. Тогда мы сможем реально противостоять им.

Если мы будем вслепую, ничего не понимая и не зная, бороться – как же мы сможем победить? Даже в обыденной битве противников, располагающих приблизительно равными силами, употребляется либо хитрость, либо особое мужество, чтобы натиском пробить брешь в стане врага и преодолеть его. А если мы закроем глаза, бросим оружие и, вслепую, будем сражаться – как же мы можем рассчитывать на победу?

Поэтому посмотрите на свою духовную жизнь. Зрячи ли мы? Вооружены ли мы? Имеем ли мы сильнейшее оружие имени Божия и другие вспомоществующие средства? Не зря Апостол Павел часто сравнивает делание молитвы с воинской службой: « ... возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6,16-17) .

Перейдите к практической деятельности, отталкиваясь от познания, которое я донёс вам сегодня. Внесите его в свою жизнь и в молитву. Займитесь изучением врагов нашего спасения – их действий, хитростей, лукавств. Следите за их действиями именно по своей жизни. Она для того вам и дана, чтобы перевести её из греховной, бесозависимой в новое качество – Боголюбезное, Богоугодное, спасительное; чтобы примириться с Богом, и, имея Его своим Помощником, бороться с демонами до победного конца. Бог вменит вам эту победу и дарует побеждающему все те благие обетования, о которых мы знаем по слову Его.

И да будет это Его милостью и помощью с нами – с каждым, кто произволяет спастись в наше страшное время.

Иногда некоторые люди утверждают, что им было видение святых, Богородицы или Ангелов. Святые отцы советуют относиться к подобным явлениям с осторожностью, чтобы не впасть в духовную прелесть, так как в таком виде могут приходить и бесы. Мы собрали изречения афонских святых, которые помогут понять, какие видения истинные – от Бога, а какие – ложные, от лукавого.

1. «Лучше советуйте таким людям (ред. - которые рассказывают о бывших им видениях) быть осторожными, сдержанными. Такое отношение к видениям более надежное, потому что не все люди в состоянии различить, от Бога было видение или же от диавола».

2. «Человек становится посмеянием для бесов. И тогда они издеваются над ним с помощью картин и видений, явлений и откровений, символов и чисел, предрассудков и гаданий и целой кучи суеверий. Бог да сохранит от такого извращения!».

(Преподобный Иосиф Исихаст)

3. «Дважды я был в прелести, дважды ошибался. Один раз враг мне показал свет, и помысел говорил мне: «Прими, это благодать». Другой раз я принял одно видение и много пострадал за это».

(Преподобный Силуан Афонский)

4. «Если явившийся человеку Святой действительно был Святым, а человек этого видения не принял, то Бог знает, каким способом известить душу этого человека и привести ее туда, куда Он хочет. Необходимо внимание, потому что (вместо Святого) может прийти тангалашка, который включит (бесовский) «телевизор» и начнет свою передачу…».

(Преподобный Паисий Святогорец)

5. «Однажды в конце бдения, когда запели «Всякое дыхание да хвалит Господа...», я услышал, как царь Давид в небе поет славословие Богу. Я стоял на хорах, и мне казалось, что нет ни крыши, ни купола и что я вижу отверстое небо. Я говорил об этом четырем духовным мужам, но никто мне не сказал, что враг посмеялся надо мною, а я сам думал, что бесы не могут славословить Бога и что, значит, это видение не от врага. Но прелесть тщеславия борола меня, и я снова стал видеть бесов. Тогда я познал, что обманулся, и все открыл духовнику, и просил его молитв; и за молитвы его я теперь спасен, и я всегда молю Господа даровать мне дух смирения».

(Преподобный Силуан Афонский)

6. «Один видел Пресвятую, другой ангелов, когда отходила его душа. И ныне такое случается. Что перед смертью видят видения, чтобы Бог их забрал с миром. И так как я слышал подобное, то бежал, когда они были при смерти с жаждой видеть, слышать, что они говорят».

(Преподобный Иосиф Исихаст о старцах-пустынниках)

7. «Даже если видение от Бога – с первого раза человек не должен его принимать. Бог, видя, как Его создание – человек – не принимает видения (не огорчается, но наоборот), некоторым образом, приходит в умиление. Ведь такое отношение к видению показывает, что у человека есть смирение».

(Преподобный Паисий Святогорец)

8. «Что говорит Господь? «Блажени чистый сердцем, яко тии узрят Бога» (Мф. 5:8). Не говорит: «Блаженны видящие явления, видения, откровения»».

(Преподобный Иосиф Исихаст)

9. «Помню одну женщину, которая не получила от людей никакой помощи и поэтому имела право на помощь Божественную. Бог, желая помочь этой женщине, дал ей некое видение. Однако после этого видения диавол внушил ей следующий помысл: «Кто знает, может быть, Бог удостоил тебя такого видения, потому что Он предназначает тебя для какой-то высшей миссии!» С того момента как она стала верить подобным диавольским внушениям, диавол начал свою работу и она попала под его власть. Однако в конце концов Бог вновь над ней умилосердился. Ей было видение, и она услышала голос, говоривший ей: «Напиши письмо отцу Паисию и опиши все видения, которые тебе были». Она написала мне письмо и рассказала обо всех бывших ей видениях. Лукавый истрепал ее как следует. Да, все ее видения были настоящими, однако почти все они были от искусителя. Изо всех бывших ей видений только первое и последнее были от Бога. Желая привести ее в чувство и помочь освободиться от прелести, Бог позволил произойти этому последнему видению. В конечном итоге несчастная послушалась моих советов и сумела выпутаться (из сети) тех диавольских видений, которые ей были».

(Преподобный Паисий Святогорец)

10. «Когда мы плачем и смиряем душу, то благодать Божия хранит нас, а если оставим плач и смирение, то можем увлечься помыслами или видениями. Смиренная душа не имеет видений и не желает их, но чистым умом молится Богу, а тщеславный ум не бывает чистым от помыслов и воображения и даже может дойти до того, что будет видеть бесов и говорить с ними».

(Преподобный Силуан Афонский)

11. «…чтобы диавол не прельстил нас с помощью фантазий, воображения. Воображение - вещь хорошая, и если она используется с толком, то обладает великой силой. Люди, подверженные прелести, воображают увиденное или прочитанное ими так, как им хочется. А потом верят, что картина, нарисованная их воображением, является действительной. Для того чтобы эти несчастные получили помощь, им следует находиться под постоянным [духовным] наблюдением, потому что диавол постоянно обводит их вокруг пальца».

(Преподобный Паисий Святогорец)

12. «Отцы говорят, что при вражеском видении душа почувствует смущение. Но это только смиренная душа, которая не считает себя достойной видения, при вражеском действии почувствует или смущение, или страх, а тщеславный может не испытать ни страха, ни даже смущения, потому что он хочет видений и считает себя достойным, и потому враг легко обманывает его. С врагами борись смирением. Когда видишь, что с твоим умом борется другой ум, то смирись, и брань прекратится»».

(Преподобный Силуан Афонский)

Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Здравствуйте дорогие радиослушатели, у микрофона священник Константин Пархоменко. Сегодня мы с вами поговорим об экзорцизме.

Для тех, кто не знаком с этим термином, экзорцизм – изгнание нечистой силы из человека, изгнание демонов, которые входят в человека, которые действуют и как-то проявляются в человеке.

Об этом учили Святые отцы, утверждая, что именно мы, склоняясь ко греху, даем бесам возможность существовать и проявляться в мире. Те, которые говорят, что зло является чем-то существующим в себе, ничего не знают, но в нас оно действует со всей силой и ощутительно, подсказывая все грязные желания.

Мы сами виноваты, что дьявол правит этим миром, что в нашем мире так много демонизма и страдания. Ведь по словам , демоны не имеют тела, но мы становимся для них телами, принимая от них помышления. Мы становимся, если захотим, агентами демонического воздействия в этом мире, агентами зла.

В своих творениях Святые Отцы уделяли много внимания демоническим силам и их злому воздействию на человека. В этом Святые Отцы не были оригинальны, они лишь продолжали раскрывать учение, изложенное в Священном Писании, а в Священном Писании, особенно в Евангелии, очень много рассказов о бесноватых и об исцелении их Христом. Знать, кто такие бесы и как они искушают человека, нам просто необходимо, это не пустое умствование, ведь бесы – наши враги и мы должны знать их методы борьбы, чтоб противостоять искушениям.

Из личного опыта святые отцы знали о реальности действия темных сил, однако они никогда не боялись этих темных сил. Смертью на кресте и Воскресением Христос уничтожил власть сатаны. Не следует бояться бесов совершенно, ибо все их предприятия обращены в ничто Благодатью Христовой, пишет святой Афанасий Александрийский.

Все евангельские рассказы об изгнании бесов Христом говорят прежде всего об одном: о власти Христа над дьяволом. Теперь, с помощью Божией христиане могут побеждать бесов, дьявол потерял над ними власть. Однако, эта неспособность сатаны побеждать в открытой борьбе вынуждает сатану искать обходные пути, нападать незаметно, с помощью хитрости и обмана искушать людей. Именно поэтому святой Макарий Египетский, или как его еще называют, сравнивает с действием дьявола на человека с вползанием в наш ум змеи. С вхождением в душу дьявола можно сравнить попадание в организм человека болезнетворных бактерий: если физически человек не защищен, имеет слабый иммунитет, то он открыт проникновению в него различных микробов и вирусов. Следствием такого попадания является болезнь, так и дьявол, когда душа человека не имеет защиты, получает доступ к этой душе. Что является защитой человеческой души, ее иммунитетом. Что является преградой для бесов, в силу чего душа может лишиться этой защиты. Пока человек пусть медленно совершенствуется, пока его дух устремлен к Богу, пока за падениями следует искренне покаяние, человек находится в сфере действия Бога и в безопасности. Но когда грех становится привычкой, когда все существо человека оказывается подвластно какой-нибудь страсти, человек лишается охраняющего покрова Божественной благодати. Лишается не потому, что Господь убирает свои руки, наказывает провинившегося, Господь всегда любит человека, всегда хочет ему помочь. Но в этом-то и заключается высота и исключительность любви Бога к человеку, Творец уважает свободу своего творения. Человек сам должен выбрать с кем он хочет быть: с Богом или с дьяволом. От человека требуется лишь повернуться к Богу сердцем и принять то, что Он предлагает.

Однако, если человек отворачивается от бога, он неизбежно вступает в контакт с сатаной, во всем добром и прекрасном – Бог, в противоположном, даже если это на первый взгляд привлекательно – дьявол. Грех – это наш выбор в пользу дьявола, согрешая, мы как бы обращаемся сердцем к сатане. Это результат нашего свободного выбора, в грехе человек как когда-то Адам с Евой отказывается от даров Бога, уходит, прячется от Бога и открывается воздействию бесов. Теперь не Бог, а дьявол имеет воздействие на человека, и теперь и дьявол проникает в его душу.

Итак, потакая своим страстям, мы позволяем бесам обитать и действовать в нас. Но иногда кажется, что уничтожив ту или иную страсть в себе, мы уничтожим особенность, неповторимость нашей личности, а Господь действительно, сотворил каждую личность не похожей на другие. Только неповторимость эта не в грехе, вот что следует помнить, а как раз наоборот! Подчиняясь одним и тем же страстям, люди становятся похожими, как все старые почерневшие иконы похожи друг на друга. И как икону необходимо очистить от пыли и копоти, чтобы увидеть ее истинный, прекрасный, сияющий лик, так и человек – чем более он очищает заложенный в него образ Божий от налета греха, тем ярче и неповторимей становится его личность. Поэтому, начиная бороться со страстями, нужно, прежде всего, по словам святителя , осознать злые влечения дьявольским внушением. Не считать их своими, но всеянными нам от лукавого, это и позволит нам увидеть своего врага, встать к врагу лицом к лицу.

Тем-то и бедственна и пагубна эта болезнь, пишет святой о людях, которые не понимают, что источником зла в их душе является дьявол, что когда враг мой влачит туда и сюда мой собственный ум, я думаю, что эти кружения ума мои собственные. Действительно, у человека может быть горячая, страстная натура, или наоборот, спокойная склонная к созерцанию, но именно от человека зависит, направит ли он этот дар в задуманном Богом русле, или же поддавшись влиянию дьявола, исказит грехом. Так, горячий темперамент можно направить как на любовь к Богу и людям, так и гнев и на раздражительность. А спокойствие и уравновешенность могут способствовать развитию в душе лени и безразличия.

Теперь посмотрим, что говорит само Евангелие об отношениях в которые грешник вступает с дьяволом. Сам Спаситель однажды сказал иудеям вопрошавшим его: «Ваш отец дьявол» Ин. Гл.8,Ст.44 Что Спаситель имел в виду? Быть сынами божьими, значит принадлежать к горнему миру, значит быть в близости Бога. Быть же детьми дьявола, значит иметь не с Богом, а с дьяволом непосредственное общение. Известно, что дети от отца получают воспитание, черты характера, отношение к жизни. Но, прежде всего, они получают от отца и матери само бытие. Так, дети Божьи похожи на своего небесного Отца, они ведь живут его жизнью. Люди же обратившиеся ко злу в своих грехах тоже похожи на дьявола как на своего отца, ведь от него, от дьявола они получают свое грешное бытие и тоже живут его жизнью. В другом месте Новозаветных Писаний апостол Павел заостряет наше внимание на том, что «грешники попали в сети дьявола, что он уловил их в свою волю» 2 Тим. Гл.2, Ст. 26. Грешники как птицы, которых поймал ловец. Ловец может делать теперь с ними все, что он хочет, они в его власти. Так и человек, прельстившийся приманкой дьявола. Эта приманка – обманчивая сладость греха. Оказывается, человек в сетях, в зависимости от дьявола. «Только птицы, – расстраивается святитель Иннокентий Херсонский, – мечутся, стараясь вырваться из плена. А мы – редко».

Наконец, сам Спаситель сравнивает пребывание дьявола в душе грешника с жизнью хозяина в своем доме. Такое сравнение очень о многом нам говорит. Что хозяин может сделать со своим домом? Да все, что захочет! Он может прибрать и починить его, а может разрушить. Сущность дьявола – зло, он не способен к созиданию. Не приходится сомневаться, что сделает дьявол, будучи хозяином души.

Вот что говорит об этом святой : «Демоны, раз овладев душой, обращаются с ней так гнусно и оскорбительно, как свойственно лукавым, страстно желающим нашего позора и гибели».

Это же подтверждает святитель , цитирую: «Внутреннее наше всегда заключено, Господь сам стоит вне, и стучит, чтоб мы отворили душу ему и сердце. Чем же душа и сердце отворяется? Сочувствием, предрасположением к благодати, согласием. У кого все это клонится в сторону сатаны, в того сатана и входит. Что входит сатана, а не Бог в этом виноват сам человек».

Эта закономерность подтверждается конкретными случаями. Вот, например, история из практики известного священника . Он рассказывает, что рядом с его домом жила одна крестьянская семья. Жена в этой семье была угрюмой и сварливой и вечно с кем-то ругалась. Не удивительно, что после одной такой ссоры, когда за ничтожную провинность эта женщина кричала на соседских детей, с ней стали твориться страшные вещи. О чем ее муж в ужасе сказал: «Жена моя так взбесилась, что к ней страшно подступиться». Священник пошел в этот дом, возложил епитрахиль на женщину. Женщина вырывалась, бросалась какими-то предметами, царапалась, кусалась, а когда священник возложил епитрахиль, потеряла сознание. А когда очнулась, была совершенно спокойной. Этот бес, который на секунду вошел в нее оставил ее. Здесь механизм проникновения дьявола в душу женщины очень понятен, через злобу, через грех сатана входит в эту женщину.

Героини другого случая вхождения сатаны в человека – это две на удивление поверхностные девушки. Представьте себе, они отправились гулять на кладбище, и балуясь, стали прыгать и играть на могиле одного недавно похороненного самоубийцы. Вселение, также как и единение с Господом, не может быть механическим действием, следующим за какими-то определенными событиями. Если бы так вот, как вели себя эти девушки, вели себя ничего не понимающие дети, им бы не было вреда. Но это были взрослые, сознательные люди. Вместо жалости к самоубийце, они стали смеяться и издеваться над ним, значит их сердце было злым. Когда девушки вернулись домой, в них проявились все признаки одержимости. Они кричали, издавали нечеловеческие звуки. Не зная как с ними поступить, их заперли в отдельной комнате. Об этом тоже нам сообщает в своей книге «Область таинственного» священник Григорий Дьяченко. Священник, придя и прочитав молитву, изгнал беса из этих девушек.

Я могу привести пример из своей недолгой священнической практики. Однажды ко мне пришла женщина и сказала, что ее муж очень странно себя ведет. Когда он злится и начинает ругаться, то нападает на нее и на ее детей. Я предложил мужу прийти и побеседовал с ним. Оказалось, что действительно, этот муж человек обычный, стандартный, спокойный. Но вот, он взял моду кидаться на свою жену и на детей, ругаться, топать ногами, и, может быть, бить их даже чем-то. Он описывает, что так все было несколько лет, и вот однажды, когда агрессия эта росла, и он стал топать ногами на свою жену и на своих детей, вдруг, на секунду он как будто отключился. И вот, представьте себе, он хватает топор и начинает бегать по квартире за своей женой и за своими детьми. Жена в ужасе бежит к соседям, сосед бьет этого человека, человек падает, теряет сознание. Приезжает скорая помощь, его приводят в чувство. Этот человек, бегающий с топором за своими родственниками, он ничего не помнит после того, как пришел в себя. Он не помнит, что бегал с топором за ними. Он просто помнит, что он жутко рассердился на свою жену и на своих детей и больше он ничего не помнит, очнулся он в больнице.

Вот видите, человек своим грехом, своей злобой он сам перекинул мост между человеческим и духовным миром. Он впустил в себя сатану. сатана не замедлил явиться вместе с легионом бесов и стал действовать в этом человеке.

Итак, люди, вставшие на путь греха, вступают в союз с сатаной и дьявол в большей или в меньшей степени обитает в их душах. Ведь совсем необязательно одержимость обретает крайние формы, когда все существо человека, за исключением самого глубинного, его духа поражено сатаной. Человек, живущий по законам сатанинского царства,сам до конца не понимает, чьи законы он воплощает в жизнь. Такой человек тоже по-своему одержим.

Однако существует интересная закономерность, на которой следует остановиться: 90 процентов людей, в собственном смысле одержимых, оказались во власти дьявола не просто так, а в результате занятия магией, спиритизмом, гаданием и так далее. Одним словом, имели какое-то отношение к оккультизму. Конечно, это не значит, что в того, кто хоть раз гадал, занимался спиритизмом, вселяется дьявол. Но это значит, как говорит известный в Европе, и во Франции известный священник Жорж Марану, что человек, вследствие занятий оккультизмом, встал на скользкий путь и опасность попасть в сети дьявола у него во много-много раз выше, чем у обычного человека.

Логически такая закономерность вполне объяснима. Не случайно, Церковь запрещает своим чадам занятия оккультизмом. Это не бессмысленный запрет из боязни дать верующим слишком много свободы и знания. Причина проста: Церковь знает, что скрывается за явлениями оккультного мира и знает об опасности, которую таит этот мир.

Само слово «оккультный» в переводе с латинского «occultus» означает «тайный, сокровенный». Исходя из этого учения, можно сказать, что оккультизм – это учение о тайных, скрытых предметах и явлениях. Такое объяснение и дается обычно этому термину. Гадание, магия, общение с духами и все то, что подразумевает общение с другим миром входит в это понятие. Однако можно задать вопрос, почему существует этот запрет, ведь и христиане общаются с невидимым миром, например, обращаясь с молитвами к Богу, святым, или ангелам. «Наша брань, – говорит апостол Павел, это Послание к Ефесянам Гл.6, Ст.12 – не против крови и плоти, но против начальств, против властей»… Так апостол Павел перечисляет иерархию духовных существ. «…Против мироправителей века сего, против духов злобы поднебесных». О каких поднебесных духах злобы говорит апостол Павел?

Из Писания и предания Церкви мы знаем, что существует абсолютный Дух – Бог. Бог творит физический мир и человека, соединяющего в себе физическое и духовное. Еще мы знаем, что прежде творения мира Бог создал ангелов, духовных существ, которые тварны и относительно Бога материальны, вещественны, но с другой стороны они не имеют физических тел.

Если мы погрузимся в Библию, и ее язык для нас станет ясным, что имел в виду апостол Павел, когда говорил о духах поднебесных. Небо на библейском языке – это символ Бога. Когда евреи хотели сказать Бог, чтобы не профанировать священное имя, чтобы не упоминать понапрасну, они говорили «небо». Например, выражение «Царство небесное» означает Царство Божие. Земля же всегда была символом физического мира. Итак, небо – это область обитания Бога, земля – это область обитания человека, но существуют еще и ангелы и существуют они между Богом и человеком, между абсолютным Духом и между творением, имеющим тело, между небом и землей, в поднебесном пространстве. Поскольку говорится о духах злобы поднебесных, мы понимаем, что речь идет об ангелах отпавших от Бога, о бесах.

Невидимый мир не сокрыт от нас, но только Церковь указывает нам верный путь общения со святыми и светлыми ангелами. Оказавшись же без руководства в этом таинственном, незнакомом для нас духовном мире, мы не в силах найти верную дорогу и поддаемся на обман дьявола, который редко показывает свое истинное лицо.

Сколько примеров в житиях святых и в повседневной жизни, когда бесы упорно выдававшие себя за ангелов, или за души умерших, при заклинании их именем Христа, сказать кто они на самом деле, были вынуждены назвать себя ангелами падшими или демонами. Отец Григорий Дьяченко записал один случай, произошедший с его знакомым.

Этот человек долго занимался спиритизмом и вот, однажды этому человеку посоветовали задать духу три вопроса. Веришь ли ты в Иисуса Христа? Боишься ли ты Иисуса Христа? Любишь ли ты Христа? После долгих жалоб и отговорок духа были получены ответы: «Верю. Трепещу. Не люблю». Когда этот человек потребовал, чтобы дух ответил кто он такой, дух ответил: «сатана».

Иеромонах Анатолий Берестов приводит похожий пример из своей жизни, он рассказывает, что как-то много лет назад присутствовал на сеансе спиритизма, в то время он только что пришел к вере и практически ничего о вере не знал. Он решил, что присутствовать на сеансе можно, но участвовать в нем как верующий человек, не стал, лишь сидел и наблюдал. И вот, когда сеанс был в самом разгаре, блюдце вертелось, дух давал ответы. Будущий отец Анатолий мысленно перекрестил стол. И хотя видеть этого никто не мог, он делал это мысленно, да и сидели все к нему спиной, сеанс спиритизма вдруг прекратился, как будто провод прервался. Контакт с духами прекратился. Так от крестного знамения бежали бесы.

На этом мы заканчиваем нашу передачу, в следующий раз мы вернемся к этой теме, у микрофона был священник Константин Пархоменко. Пусть вас всех хранит Господь.

Над кем бесы власть имеют

Сегодня мы публикуем изречения святых отцов о кознях демонов и о том, как противостоять им.

Эти изречения собрал и издал в сборнике «Лукавый старец» приснопамятный псковский протоиерей Валентин Мордасов , автор многих других душеполезных книг.

Виды бесовской одержимости

Духи не телесны , потому места собой не наполняют и не занимают , подобно телам . Этим объясняется физическая возможность пребывания многих духов в одном человеке . Вселение бесов не всегда бывает видимым , не всегда обнаруживается известными дей ствиями бесноватых . Есть вселение духов не обнаруживаемое , скрытное ; есть также власть духов над умами , помимо тела , когда они водят их , как хотят , через страсти , в них действующие ; люди думают , что они все сами действуют , будучи посмешищем нечистых сил . Как же быть ? Будь настоящим хри стианином , и никакая враждебная сила не одолеет тебя . ( Святитель Феофан Затвор ник ).

Власть тьмы

Святой мученик Трифон в юном возрасте врачевал болезни и изгонял бесов. Римский император Гордиан , из дочери которого святой изгнал беса, пожелал своими очами увидеть изгнанного демона. Мученик Трифон действительно вызвал беса, и все увидели его в виде черного пса с огненными очами. Святой мученик Трифон спросил беса:

– Кто тебя послал в отроковицу? Бес отвечал:

– Отец, начальник всякой злобы, находящийся во аде.

– Над кем бесы имеют власть?

– Мы не имеем власти над теми, которые знают Бога и веруют в Единородного Сына Божия ; только по попущению Божию наносим легкие искушения; а над теми имеем полную власть, которые не веруют в Бога, ходят в похотях своих и угодное нам творят; угодные же нам дела суть: идолопоклонство, хула, прелюбодеяние, зависть, убийство, гордость и проч. Эти люди опутываются грехами, как сетьми ; они – друзья наши, одна их с нами участь ждет.

Невольное орудие спасения

Ни для чего иного Бог попускает диаволу поселиться в человеке, как для того, чтобы человек в нераскаянных грехах своих не погиб на всю вечность, но чтобы, мучимый бесом, он раскаялся и обратился к Богу, то есть диавол делается невольным орудием спасения. В этом именно диавол сознавался преподобному Пахомию : «Крепость ваша возросла на меня вочеловечиванием Бога Слова, давшего власть наступать на всю силу нашу, поэтому я не могу к вам приблизиться и когда поборю вас, то бываю виновником пользы вашей».

У демонов существует ненависть ко всем людям, но сильнее всего она к христианам, а самая сильная – к монахам и тем, кто посвятил себя Богу. Духовную брань с духами злобы нужно вести смирением, частым исповеданием грехов своих, молитвой. Злыми делами нашими питаются демоны и получают силу воевать против нас, а когда мы удаляемся от зла, они наполняются алчбой и обессиливают.

Почему «не хочется» в храм

Коль скоро кто начинает приходить в себя (раскаиваться) и задумывает начать новую жизнь по воле Божией, тотчас приходит в движение вся область сатанинская: кто, с чем спешит, чтоб рассеять добрые мысли и начинания кающегося. Не успеют отклонить – стараются помешать доброму покаянию и исповеди; здесь не успеют – ухитряются посеять плевелы среди плодов покаяния и трудов в очищении сердца; не успеют духа внушить – покушаются добро покривить; внутренне бывают отражаемы – внешно нападают. И так до конца жизни... Как же – ведь это безобразно и страшно? Для верующего тут нет страшного, потому что бесы только хлопочут около богобоязливого , а силы никакой не имеют. Трезвенный молитвенник стрелы из себя на них пускает, и они далеко держатся от него, не смея подступить и боясь испытанного поражения. Если же успевают в чем, то по нашей оплошности. (Святитель Феофан Затворник).

Ничто не отнимает у сатаны столько сил, как открытие нами тайны нечистых наших мыслей своим духовникам... Когда нападут вражеские помыслы и не в силах бороться, тогда должно сказать: «Господи, Ты видишь немощь мою, я не в силах бороться, помоги мне!» (Преподобный Амвросий Оптинский ).

Святые отцы говорят, что враг человеческий особенно ненавидит милосердие. Никто так не страшен демонам, как смиренный. Святитель Филарет, митрополит Московский, советует, еще не вставая с постели, прочесть тотчас же несколько кратких молитв для освящения дня. Такими молитвами мы сразу же отгоняем того лукавого духа, который всегда стережет наше пробуждение.

На опасно больных сильнее нападает диавол , зная, что имеет мало времени.

Советы старца Адриана Югского

Гордый через беды познает бытие Божие. Перед смертью содрогнемся, да опоздаем. Болтливость языка означает, что человек не имеет внутри себя добродетелей.

Вопрос: Думаю, все хорошо делаю, худого не замечаю?

Ответ: Слепой курице все пшеница.

Вопрос: Не пощусь, не молюсь?

Ответ: А это как птичка без крыл.

Мерзкие действия «бабок»

Убойся злых навыков более, нежели бесов. (Преподобный Исаак Сирин).

Отступничество от Бога, источника жизни, начинается через неразумные действия родителей: часто тотчас же после крещения младенца, после отрицания сатаны и изгнания всякого гнездившегося в его сердце нечистого духа, его несут прямо к бабкам, умеющим будто бы лечить болезни, для умывания. С него смывают святое миро, подвергают и другим мерзким действиям, оскорбляющим Духа Божия ; из-за стыда часто снимают с ребенка крест, и вот для него начало, хотя бы и бессознательного с его стороны, отпадения от Бога. Когда ребенок хворает, родители не у Бога ищут помощи, прибегают не к дозволенным и одобряемым Церковью разумным средствам, а к различным суеверным обычаям. И удивительно ли, что, получив доступ к младенцу через такие нашептывания, умывания и сему подобные языческие обряды, а точнее – через отступничество от Бога родителей, диавол получает власть мучительно действовать на младенца, ребенок часто мучится в различных болезнях, непонятных для врачей хворобах .

Козни вражии

Помни главные свои страсти, которыми берет тебя враг, и не потворствуй им, и наоборот, возвращай в душе противоположную каждой страсти добродетель, чем и победишь демона. Так, против холодности возлюби участие к ближним и т. д.

Враг спасения чужие дела хулит, чтобы мы ими тщеславились, гордились и таким образом уничтожили должную награду на небеси . Иногда враг подступает к нам с другой стороны: хвалит чужое и хулит наше. Здесь у него иная цель: неудачами в делах привести нас к нерадению, небрежению, нетерпению и полному расстройству и еще – к зависти успеху своих ближних. (Преподобный Силуан Афонский).

Цель беса одна: дабы ни один человек не прошел жизненный путь благополучно. (Святой праведный Иоанн Кронштадтский ).

Подготовил В. НИКОЛАЕВ.

Б №43(454)2008