Состав ансамблей певцов или музыкантов. Ансамбль танца. Академический ансамбль танца «Березка»

Это группа отдельных танцоров, которые вместе создают полноценный художественный коллектив.

Что собой представляет ансамбль танца?

Слово ансамбль с французского языка переводится, как совместное исполнение. Соответственно в случае с танцевальным ансамблем - это совместное исполнение отдельными танцорами одного или группы танцев.

Основная особенность танцевального ансамбля заключается в наличии музыки, под которую и осуществляется постановка одного танца, который сможет как можно ярче преподнести зрителям заранее подготовленную историю.

Программа и участники ансамбля танца

Танцевальная программа ансамбля может быть объединена сквозной темой или же каждый танец может представлять отдельную историю.

Выделяют несколько видов танцевальных ансамблей, а именно:

  • ансамбли эстрадных танцев.

​ Среди участников подобного коллектива чаще всего встречаются наиболее талантливые представители художественной самодеятельности, но исключением не являются и артисты-профессионалы.

Ансамбль танца Виктора Елисеева

Создание ансамбля пришлось на 3 июля 1973 года. Руководителем коллектива стал подполковник Борис Салмин, благодаря деятельности которого уже через 3 месяца, ансамбль песен и танца гастролировал по всей территории России.

А с 1985 года руководителем коллектива признан генерал-майор внутренней службы Виктор Елисеев.

В 2005 году, ансамбль получил грант Президента России.

За время своего существования, участники коллектива подготовили 39 концертных программ и дали около 8 тысяч концертов, которые посетило более 25 млн. зрителей.

В составе ансамбля присутствует хор (70 человек), оркестр (40 человек) и балет.

Кроме того, в 2000 году при ансамбле Виктора Елисеева создан и детский ансамбль , который включает в себя 250 детей.

Академический ансамбль танца «Березка»

Создание ансамбля припало на 1948 год, а инициатором его появления стала советская артистка и балетмейстер Надежда Надеждина.

Деятельность танцевального ансамбля направлена на предоставление зрителям возможности полюбоваться исполнением .

До 1959 года в коллектив входили только представительницы женского пола, но затем произошли кардинальные изменения, и в ансамбль было принято несколько молодых людей, благодаря чему зрители смогли познакомиться с рядом таких парных танцев, как «Топотуха», «Холостяки», «Узоры».

За всю свою концертную деятельность, коллектив «Берёзка» побывал практически в каждой стране, где их ожидал ошеломляющий успех.

Ансамбль народного танца Игоря Моисеева

Танцевальный ансамбль был создан в 1937 году, известным хореографом и балетмейстером того периода - Игорем Моисеевым.

В первое время своего существования, коллектив выступал в сопровождении группы народных музыкальных инструментов, но уже в 1940 году, благодаря расширению присутствующего у ансамбля репертуара, был создан небольшой симфонический оркестр. На сегодняшний день в составе данного оркестра присутствует 35 человек.

В репертуаре ансамбля присутствует около 300 произведений, самыми популярными из которых являются следующие:

  • «Борьба двух малышей»;
  • «Партизаны»;
  • «Половецкие пляски»;
  • «Хоровод»;
  • «Жок».

Популярные ансамбли эстрадного танца

Особой популярностью в современном мире пользуются ансамбли (это такой тип сценического танца, который чаще всего характеризуется наличием развлекательного характера). Основная цель такого танца - поднять зрителям настроение.

Среди популярных ансамблей эстрадного танца нашей страны, выделяют следующие:

  • «Талочка»;
  • «Блеск»;
  • «Юность»;
  • «Созвездие»;
  • «ARTишок».

Популярные детские ансамбли танцев

Не последнее место на территории России занимают и , количество которых ежегодно увеличивается.

Самыми популярными детскими танцевальными ансамблями нашей страны, являются следующие:

  • «Вдохновение»;
  • «Экситон»;
  • «Карусели».

Отмечено, что многие профессиональные танцоры отправляются работать в ансамбли, поскольку танцевальный коллектив - это настоящая семья, представители которой всегда друг друга поддержат.

Ансамбль (от фр. ensemble - вместе , множество ) - означает совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками или музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей; излюбленный с давних времен тип музицирования. В соответствии с количеством исполнителей (от двух до десяти), ансамбль называется дуэтом, трио (терцетом), квартетом, квинтетом, секстетом, септетом, октетом, нонетом или дециметом - по латинским названием цифр. Как самостоятельные произведения ансамбли принадлежат к области камерной музыки, но входят также и в состав опер, ораторий, кантат. ВИА (вокально - инструментальные ансамбли) были распространены в России в семидесятых годах.

История подсказывает нам один из возможных путей образования ансамбля: к поэтическому напеву рожка пастуха присоединяется другой инструментальный «голос», он робко ищет себе путь и находит его, оплетая мелодию первого исполнителя выразительным орнаментом звуковых кружев, не мешающих слушать этот напев, но оттеняющих его красоту, как бы подчеркивающих изобретательные находки.

Несколько певцов задорно выводят русскую народную хороводную песню. Они поют ее вместе. У одного просто не вышло бы такое многообразие эмоциональных оттенков, многоцветье вокальных узоров, создаваемых различными сочетаниями голосов. Это тоже ансамбль. Им не назовешь соревнование певцов, где каждый из претендентов на победу стремится показать прежде всего собственное мастерство. В ансамбле, напротив, каждый старается соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приемы с индивидуальностью, стилем, приемами исполнения партнеров, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения того или иного музыкального произведения в целом. То же самое можно сказать и об искусстве танцевальных ансамблей.

Составы инструментальных ансамблей немногочисленны. Каждую партию в них исполняет один музыкант (камерные ансамбли: дуэт, трио, квартет, квинтет и др.). Наиболее распространенные по составу: фортепьянный дуэт, струнный квартет, квинтет духовых инструментов, дуэт скрипки с фортепьяно, трио (скрипка, виолончель, фортепьяно) и другие - можно часто слышать на отечественной и зарубежной концертной эстраде.

В XVI-XVIII вв.. существовали различные формы полифонического ансамбля. В эпоху венской классики образовались характерные ансамблевые жанры, сохранившие свое значение до настоящего времени (дуэт скрипки с фортепьяно, струнный квартет и т. д.).

Мы живем в эпоху расцвета ансамблевого музицирования, породившую самые различные ансамбли: ударных инструментов, старинной музыки («Мадригал») и др. Большой известностью пользуются и «Виртуозы Москвы». Участников в ансамбле обычно немного, поэтому во время совместного музицирования слышна игра каждого из них, что предъявляет особые требования к мастерству исполнителя: он должен обладать особой чуткостью, отзывчивостью, творческой интуицией, подсказывающей определенный настрой в сложной и увлекательной ансамблевой игре с партнерами.

Умение соразмерять свои возможности и возможности другого и называется ансамблевостью исполнения. Высокие образцы ансамбля показали трио Л. Н. Оборин, Д. Ф. Ойстрах, С. Н. Кнушевицкий или дуэт С. Т. Рихтер и Ойстрах. Подлинными виртуозами слывут скрипач В. Т. Спиваков и альтист Ю. А. Башмет, интерпретирующие дуэты В. А. Моцарта. Игра их захватывает своим темпераментом, неожиданным звучанием и в то же время необычайной степенью взаимного понимания, без которого невозможен истинный ансамбль.

В каждом ВИА есть свой лидер (возможно и не один). Это и высокопрофессиональный музыкант, сочиняющий и аранжирующий для ансамбля, и художественный руководитель, заботящийся об общем «классе» ансамбля, о его стиле, о создании и постоянном обновлении репертуара; это и менеджер, способный сочетать разумную гастрольную нагрузку ансамбля с репетиционным периодом, необходимым для творческого роста музыкантов; наконец, это зачастую и режиссер, умеющий из множества разрозненных музыкальных произведений выстроить единую программу с соблюдением специфических законов эстрадного зрелища. Именно на лидерах лежит основная ответственность за творческую судьбу ансамбля, за отбор приемов, средств, которые при общих жанровых признаках придают конкретному ВИА «лица не общее выражение».

Ансамбль - это совместное исполнение музыкальной композиции несколькими участниками. Он бывает вокальный, инструментальный и танцевальный. Ансамблем называется и само предназначенное для небольшого состава исполнителей. В зависимости от их количества он может носить разные названия и именоваться квартетом, квинтетом, секстетом и так далее.

Ансамблем может быть самостоятельное произведение, которое принадлежит к области камерной музыки. Встречаются они в хоровой и а также в кантатах, операх, ораториях и т.п. Название, родившееся в области академической музыки, "перекочевало" и удачно прижилось в других. Так, например, в советской музыке 1970-х годов очень был распространен жанр вокально-инструментального ансамбля - ВИА.

В хороведении

Ансамбль - это художественное единство, стройное целое, взаимная согласованность. В хоровой практике различают частный ансамбль и общий. Первый из них характеризуется унисонной группой певцов, преимущественно однотипной по своему составу. Общий ансамбль - это сочетание унисонных групп всего хора. Его главное отличие от частного заключается в том, что он является самостоятельным Формирование качественного ансамбля - это достаточно сложный, продолжительный и трудоемкий процесс. Это целое искусство, которое предполагает у певцов наличие ансамблевого чувства, умение слышать голоса партнеров. Хор идеально звучит только в том случае, если он правильно скомплектован.

Недопустимые и необходимые моменты для создания лучшего ансамбля

Вокальный ансамбль будет звучать благозвучно и красиво, если учитывать некоторые важные моменты. Среди недопустимых факторов нужно выделить следующие:

  • партии не должны быть неравноценными по силе звучания, качеству и тембру;
  • в коллективном составе певцов следует избегать большой диспропорции;
  • крайне не желательно присутствие "качающихся" и "тремолирующих" голосов;
  • не должны участвовать певцы с резким "горловым", "плоским" или "зажатым" звуком;
  • усложнят работу с ансамблем участники, которые имеют речевые недостатки ("шепелявость", "картавость" и прочие).

Среди необходимых моментов следует отметить:

  • певцы должны обладать хорошими сольными голосами;
  • все голоса должны быть сходны друг с другом по тембру. Благодаря этому образуется более слитное и унисонное звучание;
  • правильное размещение певцов внутри каждой партии. Наличие постепенных переходов от более легких голосов к тяжелым;
  • количественное и качественное равновесие партий;
  • все певцы должны обладать музыкальностью, умением слушать друг друга.

Разновидности

Вокальный ансамбль бывает нескольких видов:

  • высотно-интонационный,
  • темпоритмический,
  • метро-ритмический,
  • динамический,
  • тембровый,
  • агогический,
  • артикуляционный,
  • гомофонно-гармонический,
  • полифонический.

Каждый из них имеет свои особенности. Назначение высотно-интонационного ансамбля заключается в плотной слитности абсолютно всех голосов. Певцы темпоритмического ансамбля отличаются умением одновременно начинать (заканчивать) целое произведение и его отдельные части. При этом они постоянно чувствуют метрическую долю, поют в заданном темпе и точно передают ритмический рисунок. Главной задачей тембрового ансамбля является внимательное отношение участников к общему звучанию и окраске тона. Должное внимание они уделяют соразмерности оттенков и мягкости звучания голосов. Динамический ансамбль - это прежде всего уравновешенность силы голосов внутри каждой партии, а также согласованность громкости звучания. Динамический баланс неразрывно связан с темпоритмическим и тембровым ансамблями. Артикуляционный - предполагает выработку единой манеры произнесения текста. Трудность полифонического ансамбля заключается в сочетании единства композиционного плана со своеобразием каждой линии. Не менее важно сохранить выразительность второго и третьего плана.

Фольклорный ансамбль

Кажется, что фольклор - это давно ушедшее прошлое. Однако он существует до сих пор. Ведь живая традиция уходит в прошлое, но затем воскресает.

На данный момент фольклорные праздники и фестивали пользуются широкой популярностью. Поэтому не стоит забывать, что и в нашей стране есть люди, которые занимаются народной культурой.

Таковым является русский ансамбль «Театр народной музыки». Его руководитель - Тамара Смыслова. В репертуаре фольклорного ансамбля - мотивы древних славян, казачьи песни, собрания русского Севера и Юга. Материал собирался на протяжении многих лет по всей России и позволил составить такие программы, как «Русский народный театр», «Крестьянские календарные праздники», «Русский свадебный обряд» и другие. Поэтому стоит гордиться такими коллективами.

Cheonan World Dance Festival 2014

Среди грандиозных событий танцевального искусства 2014 года следует отметить международный фестиваль-конкурс, состоявшийся в республике Корея. Он проходил с 30 сентября по 5 октября. Участие приняли 38 коллективов из 22-х стран.

Гран-при (наивысшую награду) поделили между собой представители Турции и Северной Осетии. В пятерку лучших коллективов вошел народный ансамбль танца из Якутска (который представлял Россию). Многие продюсеры были очарованы его участниками и заинтересовались национальным колоритом, репертуаром и своеобразием движений.

По количественному составу ансамбли можно разделить на малые, средние и большие.

Каждый из них имеет свои закономерности организационного, творческого и психологического характера. Состав малых ансамблей обычно не превышает семи - восьми человек.

Психологи считают, что стабильность отношений, взаимная симпатия, единство взглядов и действий возможны именно в такой группе партнёров. Но согласованность достигается здесь лишь при психологической совместимости всех участников группы. Подобрать коллектив из семи-восьми максимально совместимых музыкантов гораздо труднее, чем из двух-трёх. Поэтому в исполнительской практике чаще встречаются дуэты, трио, квартеты. Реже встречаются квинтеты, секстеты, септеты, октеты.

Нужно сказать, что процесс становления разнообразных по составу народных ансамблей в настоящее время далеко не завершён, вводятся новые инструменты, наблюдается постоянное стремление расширить тембровые границы, обогатить репертуар.

Существуют два вида ансамблей русских народных инструментов: - однородные и смешанные.

О репертуаре. При организации ансамбля в учебных заведениях или в коллективах художественной самодеятельности руководитель (педагог) сталкивается с проблемой репертуара.

К сожалению, композиторами создаётся недостаточно музыки именно для различного рода ансамблей.

Ансамблям постоянно приходится сталкиваться с проблемой и трудностью пополнения репертуара. Конечно, нужно уметь грамотно и хорошо делать переинструментовки с других партитур, либо инструментовки из фортепианного клавира и так далее.

Решение проблемы репертуара для ансамблей народных инструментов всегда находится в творческой компетенции руководителя. Подбирая репертуар, руководитель использует различные источники, это и изданные репертуарные сборники, учебные инструментовки студентов, учащихся, и обмен репертуаром между ансамблями. Руководитель должен всегда поддерживать контакты с другими творческими коллективами.

Именно ансамбль может стать творческой лабораторией по инструментовке. В ансамбле значительно быстрее, чем в оркестре можно сделать анализ партитуры, внести поправки, найти оптимальный вариант звучания. Инструментовщику необходимо по-настоящему вникнуть в характер произведения, его фактуру, учитывать темпы, динамику, штрихи и т.д.

В ансамбле обычно функции инструментовки отличаются от оркестровых; каждый инструмент может быть, как мелодическим, так и аккомпанирующим, функции инструментов становятся более разнообразными. Отличие их состоит ещё и в более полном использовании выразительных приёмов игры, всяких выдумок, находок, благодаря которым полнее раскрывается содержание и образы музыкального произведения.

Репертуар должен быть не только разнообразным и высококачественным в художественном отношении, но и понятным, доступным для учащихся, а также хорошо переложенным для данного ансамбля.

При подборе репертуара следует также учитывать сферу возможностей применения отобранного ансамблевого произведения в музыкальной практике. Целесообразно составлять репертуарный план из произведений различного практического применения с учётом ситуации будущей деятельности ансамбля.

Целенаправленный отбор репертуара непременно предполагает постепенное усложнение заданий, охват основного жанрового содержания музыкальной литературы народного ансамбля.

В основном репертуар ансамбля следует включать произведения народной музыки, сочинения русских и зарубежных композиторов.

Различные виды ансамблей позволяют ознакомиться с отрывками из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров и тем самым расширяет музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре.

Музыкальный ансамбль – коллектив людей, занятых общим творчеством. Чаще всего ансамбль объединяет музыкантов. Однако в коллектив также могут войти люди других творческих специальностей: звукорежиссёры, продюсеры, поэты-песенники, иные специалисты.

Сколько человек входит в музыкальный ансамбль?

От двух до десяти человек. В зависимости от количества участников ансамбль может называться:

  • Дуэт. Артистический коллектив представлен двумя участниками. К числу наиболее известных дуэтов можно отнести: Modern Talking, OutKast, Roxette, Pet Shop Boys;
  • Трио. Подразумевает трёх исполнителей-инструменталистов либо певцов. Различают вокальные, инструментальные и инструментально-вокальные ансамбли. Инструментальное трио может быть однородным (к примеру, исполнители используют исключительно смычковые инструменты) или смешанные. Состав инструментов определяется спецификой исполняемой музыки. Так, джазовое трио чаще всего включает фортепиано либо гитару, контрабас и барабаны . Известные ансамбли-трио: 30 Seconds to Mars, Depeche Mode, Nirvana. Российские коллективы: Фабрика, ВИА Гра, Лицей;
  • Квартет. Состоит из четырёх музыкантов, вокалистов, инструменталистов. Квартеты широко распространены во всех музыкальных жанрах: академической музыке, джазе, роке. Произведения для квартетов писали Бетховен, Гайдн, Моцарт, многие другие знаменитые композиторы. Широкую известность получили такие четвёрки, как The Beatles, ABBA, Queen, Led Zeppelin;
  • Квинтет. Временем зарождения струнных и духовых квинтетов считается вторая половина XVIII века. С тех времён академические произведения для пяти музыкантов создаются в виде сонатных циклов. Вокальные квинтеты успешно вписываются в программу оперы, кантаты. Мировую известность приобрели следующие коллективы: AC/DC, Spice Girls, Oasis, Scorpions, Deep Purple, Sex Pistols;
  • Секстет. Подразумевает шестерых исполнителей;
  • Септет: семеро музыкантов, вокалистов, инструменталистов;
  • Октет. К числу известных коллективов, в которых входило восемь участников, можно отнести: Guns N’ Roses, Chicago, The Doobie Brothers. Многие джаз-группы представляют собой октеты;
  • Нонет. Коллектив из девятерых музыкантов, каждый из которых исполняет самостоятельную партию. Известным исполнительским ансамблем является Чешский нонет. В джазе получили известность нонеты Майлза Дэвиса, Джо Ловано;
  • Децимет. Редко встречающийся вид музыкальной группы, в котором каждый из десяти частников исполняет самостоятельную партию. Такие камерные ансамбли являются переходной ступенью к камерным оркестрам.