Что обозначает выражение век живи век учись. Век живи – век учись: смысл пословицы и варианты её применения. Смотреть что такое "Век живи, век учись." в других словарях

Век живи, век учись

Век живи, век учись — полностью фраза римского философа и государственного деятеля Луция Аннея Сенеки (4 г. до н.э.- 12 апреля 65 г. н.э.), ставшая поговоркой, такова «Век живи - век учись тому, как следует жить». Смысл, который вкладывают в неё школьные учителя, родители, воспитатели и прочие нудные личности, предполагающие, что с высот своего опыта им дозволено наставлять, вразумлять и напутствовать, мало чем отличается от мысли автора, и, хотя он имел ввиду всё-таки учение жизнью и жизни, афоризм можно свести и к банальному призыву усваивать знания. В этом, в конце концов, тоже ничего плохого нет

Луций Анней Сенека

Луций Сенека

Был известным судебным оратором, философом, драматургом, воспитателем римского императора Нерона. До нашего времени дошли его эпиграммы, письма, пьесы, нравственно-наставительные трактаты. При Нероне пять лет фактически управлял Римом, это пятилетие считается в истории счастливым «пятилетием Нерона». Будучи при власти Сенека накопил огромные богатства, что вызвало зависть и ненависть аристократии и вынудило философа уйти из политики. Тем не менее, заподозренный в заговоре против императора он по его указу покончил собой

Афоризмы Сенеки

  • Пьянство - это добровольное сумасшествие
  • Беден не тот, у кого мало, а тот, кто хочет большего
  • Вечного нет ничего, да и долговечно тоже немногое
  • Власть над собой - высшая власть
  • Пока есть возможность, живите весело!
  • Избыток пищи мешает тонкости ума
  • Век живи - век учись тому, как следует жить
  • Где ты ничего не можешь - там ты должен ничего не хотеть
  • Если хочешь жить для себя, живи для других
  • Хочешь быть любимым - люби
  • Если ты не можешь изменить мир, измени отношение к этому миру
  • Если человек не знает куда он плывёт - то для него нет попутного ветра

Использование пословицы в литературе

    «Ну и ну, ― сказал Николаев, ― вот это действительно. Век живи, век учись . ― Вот и учись, ― сказал старик, не замечая насмешки» (Василий Гроссман «Жизнь и судьба»)
    «Век живи, век учись , друг мой сердешный!» (Д. И. Фонвизин «Недоросль»)
    «Век живи ― век учись , ― провожая меня, сказал на ломаном русском директор зоопарка» (Вальтер Запашный «Риск. Борьба. Любовь»)
    «Четверо в ватниках посмеивались, пили, отец жадно выпил вместе с ними, а потом, глядя, как другие варят уху, сказал мальчику: «Век живи, век учись, дураком помрешь » (Андрей Дмитриев «Поворот реки»)
    «Их в аквариуме было куда больше, чем рыб. «Век живи ― век учись , ― подумал Люсин. ― Оказывается, и креветки бывают пресноводные, не только бычки» (Еремей Парнов «Третий глаз Шивы»)

«Век живи, век учись», – говорим мы, покачивая головой и удивляясь тому, что каждый день приносит нам новые знания, несмотря на то, что мы давно уже закончили школу. В чём же смысл этой пословицы?

Кто сказал «Век живи, век учись»

Трудно определить точное место и время происхождения выражения о необходимости учиться всю нашу жизнь. Одним из самых первых упоминаний об использовании этих слов являются «Нравственные письма к Луцилию, LXXVI» римского философа-стоика Луция Аннея Сенеки, датированные 4 годом до нашей эры, в которых он писал «Век живи - век учись тому, как следует жить». В «Словаре идиом Американского наследия» отмечается, что в английском языке близкое по значению выражение «Живи и учись» употребляется со второй половины XVI столетия.

Похожие по смыслу пословицы на английском и прочих языках

В том или ином виде данная фраза присутствует практически во всех языках мира. Вот лишь некоторые из них:

  • Live and learn (англ.)
  • On s’instruit ? tout ?ge (фр.)
  • Man lernt nie aus (нем.)
  • Ei oppi ojaan kaada (фин.)
  • Fin alla bara sempre se n’impara (итал.)
  • Al doende leert men (голл.)
  • ?мір с?реді ж?не?йрену (казах.)

В татарской и хорватской культуре есть даже сказки, раскрывающие смысл этого выражения. В русском языке эти слова широко используются и в бытовой, и в литературной речи, например, в произведениях классиков Д. И. Фонвизина, П. И. Мельникова-Печерского, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.

«Век живи, век учись, дураком помрёшь»: продолжение фразы

Один из вариантов данного выражения, имеющий довольно неожиданное продолжение «Век живи - век учись (а умри дураком)» в 1853 году был зафиксирован в «Пословицах русского народа» В. И. Даля. Смысл этой интернациональной пословицы заключается в том, что, сколько бы мы ни узнавали в жизни, мир непознанного все равно будет неизмеримо больше, поэтому, при желании, всегда можно и нужно учиться чему-то новому, для практической пользы или для души, что, в конечном итоге, бывает гораздо полезнее.

Выражение является именно пословицей, а не поговоркой.

Как писать сочинение по теме

Данное выражение часто входит в перечень тем школьных сочинений. Одной из ситуаций, которую можно рассмотреть в качестве примера для такой работы, может быть следующая: плавное изменение мировоззрения даже тех людей, кто считает, что «старую собаку новым трюкам не научишь». Мир технологий стремительно меняется с каждым годом, приходится меняться и людям: бабушки продолжают сидеть у подъездов, но уже с сотовыми телефонами; эти же бабушки и дедушки с большим удовольствием используют возможности интернета, о котором ещё совсем недавно ничего не знали, для того чтобы общаться по скайпу с живущими в других городах близкими; читают электронные книги, смотрят кино и передачи по телевизорам нового поколения, хотя отлично помнят ещё здоровенные «ящики» с ручным управлением, демонстрирующие лишь чёрно-белое изображение. Мир вокруг нас не статичен.

Даже если человек очень не хочет учиться чему-то новому, ему придётся это делать, как говорится, «жизнь заставит», иначе он не сможет нормально жить в постоянно меняющейся объективной реальности. Ленность ума не оправдание нежеланию приложить определённые усилия для узнавания и использования чего-то нового, будь то покупка электронных билетов или общение по ватсаппу с «засыпающимся» на контрольной по математике любимым внуком.

Слова М. Жванецкого «Мудрость не всегда приходит с возрастом. Порой возраст приходит один», сказанные в чужой адрес, кажутся нам смешными. Для того чтобы не было смешно кому-то ещё, когда их произнесут по отношению к нам, стоит всю жизнь руководствоваться названной в конце пословицей.

(Русская пословица)

Что за пословица такая глупая? Неплохо бы с ней разобраться прямо с самого начала учебного года! А вдруг нет смысла садиться за парту?

Народные знатоки эту пословицу разъясняют по-разному.

1. Раз человек дурак от природы, то для него учёба бесполезна и бессмысленна. Что подтверждается другой русской пословицей:

Дурака учить, что мёртвого лечить.

2. В пословице зарыта глубокая философия. Она отражает мысль о бесконечности процесса познания. Даже вспоминают Сократа с его знаменитой фразой

Я знаю, что ничего не знаю. А другие не знают даже и этого!
(Сократ)

3. Количество информации, производимой человечеством, возрастает со всё большей скоростью. И отдельному человеку не по силам ознакомиться даже с малой её частью. Достаточно сказать, что за последние десятилетия только в области информатики, компьютеров и связи произведено столько знаний, что человек чувствует себя беспомощным перед этой горой информации. И даже если он что-то попытается освоить, то за время этого освоения человечество наворочает ещё целые гималаи всевозможной инфы. То есть, пословица отражает бессилие человека в желании «объять необъятное».

Все эти мнения в некоторой степени верны, но по наблюдениям блогописца, это выражение имеет другой смысл, и его можно услышать в совершенно конкретной ситуации. Ситуации, когда профессионал своего дела, можно даже сказать «гуру», вдруг, неожиданно для себя обнаруживает, что не знает в своём деле какой-то незначительной, тривиальной вещи. Чего-то такого, что он обязан был знать! 😦

Ему становится стыдно перед самим собой, и он в сердцах произносит:

«Век учись, а дураком помрёшь!» 😦

И от этого никуда не деться, потому как уже давно установлено, что предел любого специалиста - знание всего ни о чём, или ничего обо всём.

Надо сказать, что дурак дураку - рознь. Например, в математике - полный болван, однако денежки свои считает - ни на копейку не ошибётся! Кроме того, дурак - понятие относительное. Взять хотя бы всем известного изобретателя Томаса Эдисона. В детстве он с трудом проучился три месяца в церковной школе, затем мать его оттуда забрала и учила сама, так как учитель при всех называл этого мальчика «безмозглым тупицей». Впоследствии Эдисон говорил: «Я смог стать изобретателем потому, что в детстве не ходил в школу».

Ну-ка, мозголомы, клавотоптатели и природные самородки, покажите свои таланты! На картине Н. Богданова-Бельского, написанной в 1895 году, изображена деревенская школа, а учитель - профессор Московского университета С.А. Рачинский. Что характерно, мы не видим ни компов, ни калькуляторов, ни парт, ни прочих наворотов. Не говоря уже о том, чтобы гуглить ответы смартфоном.

Вот как раньше мучили учеников! Задачки заставляли решать стоя и в уме! Самая настоящая средневековая пытка!

Если ты считаешь себя кул-хацкером или программером, попробуй вычислить в уме примерчик со школьной доски.

10² +11² + 12² + 13² + 14²
365

Между прочим, сделать это не так уж и сложно. Теткоракс вычисляет этот примерчик тупо в лоб, поскольку до сих пор помнит таблицу квадратов двухзначных чисел до 25. Знание её даёт возможность легко вычислять в уме произведения двухзначных чисел.

Вот поэтому, у людей раньше было всё в порядке со зрением и мозгами. Они даже не знали что такое почечуй! 😎

Что касается лапотников и оборванцев, то они решали правильно. «Ответ: равняется двум». Современные школьники не решат этот примерчик даже на компьютере. 🙂

Все афоризмы об учёбе см. на странице

Великий и могучий русский язык! В нем великолепно сочетаются не только сложные конструкции, объяснения реальности, общества или существования Бога в работах Михайловского, Бердяева или Соловьева, но также красота и простота обычных народных поговорок и пословиц. Ярким тому примером является мудрая фраза: «Век живи - век учись». Эти четыре слова заключают в себе не только высокий моральный смысл, но и дают простор для философских рассуждений.

Социологический подход к пословице

Смысл пословицы «Век живи - век учись» заключается в том, что, каким бы опытным ни был человек, ему всегда приходится учиться на своих ошибках. Вариантом этой фразы также является другая пословица «Жизнь научит». С социологической точки зрения данные фразы говорят о том, что или приспособления человека к обществу никогда не заканчиваются в детстве. Они продолжаются, даже когда мы в глубокой старости сидим на лавочке у подъезда и наблюдаем за летящей куда-то жизнью. Это идет вразрез с философией одного известного австрийского психоаналитика, который мелькает в анекдотах и потешных историях столь же часто, как и поручик Ржевский. Речь идет о Зигмунде Фрейде.

Как бы отреагировал Зигмунд Фрейд?

Наверняка, известный ученый впал бы в ступор, если бы мы пытались доказать ему, что во фразу «Век живи - век учись» смысл вкрался далеко не обыденный. Не пахнет здесь трюизмами и тривиальностью. Дело в том, что Фрейд, как и многие бихевиористы, считал, что сознание любого человека формируется только в детстве. Не зря сам известный австриец говорил, что «Все с детства», а взрослая жизнь - это борьба с детскими комплексами, страхами и неврозами. Куда австриякам понять великий русский дух?

Эрик Эриксон и смысл пословицы

С начала XX века прошло немало времени, и такими учеными, как Энтони Гидденс, Эрихом Фроммом и другими социальными философами было открыто, что человек познает мир и себя в нем на протяжении всей жизни. Фраза «Век живи - век учись» является отличным резюмированием работ Эрика Эриксона. Американский психоаналитик выявил восемь стадий человеческой жизни. На каждой стадии человек испытывает кризис. Так, первая «оральная стадия», которая длится на протяжении первого года жизни ребенка, формирует доверие или недоверие к матери и миру. Уже на пятой стадии у молодого человека (13-21 год) формируется половая и Появляется жизненное самоопределение. На последней, восьмой стадии, которая называется зрелость или «эго-интеграция-отчаяние», у человека формируется отношение к смерти, молодежи, принадлежность к поколению, человечеству.

Знаменитая приписка «…а дураком помрешь»

Данная пословица не всегда выражает к познанию и стремлению к открытию тех или иных истин. Так, одна приписка кардинально меняет смысл всего народного посыла: «Век живи - век учись, а дураком помрешь». Ни один мало-мальски толковый социолог ни в коем случае не согласится с подобной фразой. Поскольку, как мы уже отмечали выше, жизнь - это процесс познания. Каждый день, сидя дома перед телевизором или находясь в шикарном фойе театра, идя на работу или на учебу, общаясь с друзьями или спрятавшись под одеяло, читая книгу, мы познаем что-то новое. Это может быть культурный или социальный код, который позволяет нам не только общаться, но и занимать определенное место в социальной иерархии. Это может быть познание законов Земли через химию, физику либо же познание эпистемологических категорий ответственности, честности, правды и лжи через философию. Но не любое общение, как и не любая книга, дает человеку пищу для ума. Иногда мы застреваем в однообразии и тавтологии. Читаем одно и то же, говорим по одному и тому же поводу. И здесь приписка к пословице уже имеет вес. Но можно ли назвать это достойной жизнью? О. А. Донских считает, что конформизм является противоположностью достоинству.

У многих писателей можно найти ответ на вопрос, что значит «Век живи - век учись». Шукшин в своем рассказе «Космос, нервная система и шмат сала» противопоставляет консервативного старика Егора Кузьмича, эдакого постаревшего Ивана-дурака на печи, развивающемуся школьнику, который задается научными вопросами. «Учиться никогда не поздно» - это основная идея данного рассказа.

Яркие примеры пословицы из мира кино

В массовом искусстве данная идея поднималась миллионы раз. Достаточно вспомнить такие голливудские фильмы, как «Даллаский клуб покупателей», «Социальна сеть», «Форрест Гамп» или «Кадры». В комедийном фильме «Кадры» сюжет рассказывает о двух молодых людях, которые привыкли торговать дорогими часами. Но наступило время Интернета и «продажники», как их обычно называют, оказались не такими востребованными. Тут нашим героям пришлось выкручиваться, переобучаться, проявлять немалую находчивость. Они решили пойти стажерами в самую большую компанию в мире. И имя ей Google. Надеясь получить работу в компании, они стали узнавать новое и вносить в мир интернет-компании свои идеи, образы мышления и стиль жизни. Так что пословица «Век живи - век учись» касается не только отдельных индивидов, но и больших компаний, которым приходится приспосабливаться под современные реалии.

Как известно, компания «ИКЕА» раньше продавала спички, а теперь это шведский гигант, мебель которого можно встретить в любом доме. История знает множество таких моментов и на уровне государств. Страны заимствуют опыт друг друга и развиваются. Так, Китай заимствовал капиталистический способ ведения бизнеса, но оставил при этом свой социалистический строй. И теперь Китайская Народная Республика претендует на то, чтобы стать еще одной сверхдержавой.

Главный вывод

В своей книге «Механическое пианино» известный голландский писатель и фантаст сказал: «Запомни, нет никого, кто был бы уж такой образованный, чтобы нельзя было за шесть недель узнать девяноста процентов всего, что он знает». «Век живи - век учись». Кто сказал? Важно ли это? Главное, что в этой фразе заключен большой смысл, который, несомненно, поддержали бы все великие умы, начиная от писателей и заканчивая учеными. Для обычного маленького человека пословица означает постоянное развитие, открытие новых сфер. И только тогда повседневная жизнь станет гораздо красочнее и интереснее, наши навыки разнообразнее, а само бытие никогда не будет окрашено в серые и мрачные тона.