Поклялся мамой и не исполнил. Можно ли христианам клясться

Господи, Боже мой, Един Благий и Человеколюбивый, Един Милостивый и Кроткий, Един Истинный и Праведный, Един Щедрый и Милостивый Боже наш: да приидет сила Твоя на мя, грешнаго и непотребнаго раба Твоего, и да укрепит мой храм Евангелием Божественнаго учения Твоего, Владыко и Человеколюбче, Любоблаже, Любобла-гоутробне, просвети моя утробы и вся уды Твоея волею. Очисти меня от всякая злобы и греха, соблюди мя нескверна и непорочна от всякаго наития и действа диавола, и даруй ми по Твоей благости, Твоя разумети, Твоя мудрствовати и в Твоих хотениих жити, Твоего страха страшитися, еже творити Тебе благоугодная до последнего моего издыхания, яко да по нисповедимой Твоей милости соблюдеше мое тело и душу, ум же и мысли, не искушен всякия сопротиволежащия сети храм. Господи мой, Господи, покрый мя Твоим благоутробием и не остави мя, грешнаго и нечистаго, и недостойнаго раба Твоего: яко Ты еси Защититель мой, Господи, и о Тебе пение мое выну, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Еще можно посоветовать умывать ребенка, читая при этом такой заговор:

Божья Матушка, Господь-Батюшка,

Святые крестители -

Вы наши родители,

Спасите Спасом,

Одним разом,

Младенца безвинного.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Если поклялись детьми, но слова своего не сдержали

Из письма:

«Я замужем за мусульманином, он очень хороший человек, и у нас есть доченька, которую мы крестили в православном храме, так как муж считает, что Бог один для всех. Но есть у него одно качество, с которым я борюсь, но пока безрезультатно. Мой муж постоянно, когда хочет что-то доказать, клянется своими близкими, а в особенности дочерью (это вообще, как я поняла после того, как пообщалась с его родственниками, характерно для мусульман). Каждый раз для меня его слова как нож в сердце. Сколько я его ни просила, сколько ни уговаривала – все впустую. Как мне его убедить, я не знаю и поэтому прошу Вас, подскажите, как мне защитить и уберечь своего ребенка».

Клясться детьми нельзя ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах. Однако многие люди забывают об этом простом правиле, и некоторые из них потом горько расплачиваются за свою ошибку. Если вы совершили ошибку и поклялись своими детьми, то немедленно проведите специальный обряд, чтобы отвести беду от малыша. Для этого встаньте рано утром, до зари, и при первых лучах солнца, глядя на розовеющий горизонт, прочитайте такой заговор:

Четыре зарницы, четыре сестрицы:

Первая Марья, вторая Марфа,

Возьмите вы мои злые, лихие слова,

Несите их за ворота дубовые,

Калитки тесовые, оконца высокие,

Горизонты далекие.

Распалитесь вы от неба и до земли

Алым пламенем, ярким огнем.

Все мои худые слова сжигайте,

Прилипать им ко мне и моим детям не давайте.

Ой вы, зори Божьи, четыре сестрицы:

Первая Марья, вторая Марфа,

Третья Марина, четвертая Агриппина,

Вы ходите высоко, вы смотрите далеко,

Вы Матерь Божью встречаете,

Господа Бога привечаете,

Кланяетесь им, говорите все просьбы.

Все мои слова им сообщите -

Пусть они заклятье мое возьмут,

На ключи Богородицы замкнут.

Или вы их, четыре зари, возьмите,

К некоторому старцу пришел незнакомый человек и сказал: «Я и брат мой, друг с другом поссорились: но, к несчастью, он не хочет примириться, хотя я всеми силами стараюсь о том. Человек Божий, сделай милость, уговори его!» Старец с радостью принял на себя дело пришельца и, призвав к себе брата его начал говорить о любви и согласии… Сначала казалось, что ожесточенный брат умягчился, но вдруг он сказал: «Не могу примириться, ибо крестом поклялся вечно враждовать на него». Тогда старец, улыбаясь, сказал ему: «Клятва твоя имеет такую силу: сладчайший Иисусе! Заклинаю себя крестом Твоим, что не буду исполнять Твоих заповедей, и хочу повиноваться воле врага Твоего диавола. Друг мой! Не только должно отвергнуть то, на что мы в злой час решились, но должно раскаяться в этом: должно сокрушаться о том, в чем против души своей согрешили. Если бы Ирод раскаялся, а не поступил по своей клятве, не сделал бы величайшего в свете злодеяния: не умертвил бы Предтечу Христова». Выслушав эти слова из уст старца, незнакомец в тот же час примирился.

(Протоиерей Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской надежды )

Один еврей имел друга христианина. Однажды, уезжая в отдаленную страну, он отдал своему другу на сохранение ящичек с тысячью золотых. Когда он замедлил в той стране, то христианин задумал не отдавать золота еврею по его возвращении, но взять его себе, что и исполнил. Еврей, вернувшись, пришел к христианину и просил возвратить его золото, которое он отдал ему на сохранение. Но тот отказался, говоря:

Не знаю, что ты спрашиваешь у меня? Ты мне ничего не давал и я ничего не брал от тебя.

Услыхав такой ответь своего друга, еврей опечалился и, считая свое золото пропавшим, стал говорить христианину:

Брат, никто не знает сего, кроме одного Бога, и если ты отказываешься возвратить мне данное тебе на хранение золото, утверждая, что не брал его у меня, то подтверди это клятвою. Пойдем в церковь святого Мины и там ты поклянись мне, что не брал у меня ящика с тысячью золотых.

Христианин согласился, и они оба вместе пошли в церковь святого, где христианин поклялся еврею пред Богом, что не брал у него золота на сохранение. По совершении клятвы, они вышли вместе из церкви, и лишь только сели на своих коней, как конь христианина стал приходить в бешенство, так что его почти невозможно было сдержать; он, разорвав свою узду, поднялся на задние ноги и сбросил своего господина на землю. Во время падения христианина с коня, с руки его спал перстень, а из кармана выпал ключ. Христианин, поднявшись, взял коня, усмирил его и севши на него, поехал вместе с евреем. Проехав немного времени, христианин сказал еврею:

Друг, вот удобное место, слезем с коней, чтобы поесть хлеба.

Сойдя с коней, они пустили их пастись, а сами стали есть. Спустя немного времени христианин, взглянув, увидел своего раба стоящего пред ними и держащего в одной руке ящик еврея, а в другой, упавший с его руки, перстень. Увидев сие, христианин пришел в ужас и спросил раба:

Что это значит?

Раб ответил ему:

Некий грозный воин на коне приехал к моей госпоже, и дав ей ключ с перстнем, сказал: пошли, как можно скорее ящик еврея, дабы с твоим мужем не случилось большой беды. И мне было отдано сие отнести к тебе, как ты и приказал.

Видя это, еврей удивился сему чуду и обрадовавшись вернулся вместе с своим другом к храму святого мученика Мины. Поклонившись в храме до земли, еврей просил святого крещения, уверовав ради сего чуда, свидетелем коего он был, а христианин молился святому Мине дать ему прощение, поелику он нарушил божественную заповедь. Оба они получили по своему прошению - один святое крещение, другой прощение своего греха, и пошли каждый к себе, радуясь и прославляя Бога и величая Его святого угодника Мину.

(Страдание святого великомученика Мины )

Два человека - Иоанн и Сергий - из великого города Киева дружили между собой. Однажды пришли они в Печерскую церковь, Богом нареченную, и увидели свет, ярче солнечного, на чудной иконе Богородицы и вступили в духовное братство. Спустя много лет разболелся Иоанн, а у него оставался пятилетний сын Захария. Вот больной призвал игумена и отдал ему все свое имущество для раздачи малоимущим, а сыновнюю часть, тысячу гривен серебра и сто гривен золота, дал Сергию, да и самого малолетнего сына своего, Захарию, отдал на попечение другу, как верному брату, и завещал: “Когда сын возмужает, отдай ему золото и серебро”. Когда исполнилось Захарии 15 лет, захотел он взять у Сергия отцовское наследство. Сергий же, уязвленный диаволом, задумал придержать богатство и жизнь с душой погубить. Он сказал юноше: “Отец твой все имение отдал Богу. У Него проси своего золота и серебра: Он тебе должен, может быть, и помилует. А я ни твоему отцу, ни тебе не должен ни одной златницы. Вот что сделал с тобой отец своим безумием! Все свое имущество он раздал в милостыню, а тебя оставил нищим и убогим”. Выслушав это, юноша затужил о своем лишении и стал молить Сергия, чтобы тот хотя бы половину отдал ему, а другую оставил бы себе. Сергий же жестокими словами укорял его отца и его самого. Захария просил третьей части, даже десятой. Наконец, видя, что он лишен всего, сказал Сергию: “Приди поклянись мне в Печерской церкви перед чудотворной иконой Богородицы, возле которой вы с отцом побратались”. Тот поклялся, что не брал тысячи гривен серебра и ста гривен золота, хотел поцеловать икону, но не мог приблизиться к ней. Пошел к двери и вдруг стал кричать: “Святые Антоний и Феодосий! Не велите убивать меня этому немилостивому и молитесь Госпоже Пресвятой Богородице, чтобы Она отогнала от меня это множество бесов, которым я предан. Пусть берут золото и серебро: оно запечатано в моей клети”. И страх напал на всех. С тех пор никому не разрешали клясться перед той иконой. Послали в дом к Сергию, взяли запечатанный сосуд и нашли в нем две тысячи гривен серебра и двести - золота: так удвоил Господь милостивым подателям. Захария же отдал все деньги игумену Иоанну, чтобы употребил их по своему усмотрению, сам же постригся в Печерском монастыре, где и закончил жизнь.

(М. Викторова. Киево-Печерский патерик )

Святитель Василий Великий:

"Кто связал себя клятвою на злое дело, тот пусть принесет покаяние за опрометчивость в клятве, но да не поддерживает своего лукавства под видом благоговения. Сохранение клятвы не принесло пользы Ироду, который чтобы не нарушить клятвы сделался убийцею Пророка. Клятва вообще запрещается, тем более достойна осуждения клятва, данная в злом деле”.

(Творения, том 7, правило 29 )

Святитель Григорий Палама:

Клятвопреступление есть отречение от Бога. Потому не спеши божиться, но всячески избегай божбы, боясь как бы ради ее не впасть в клятвопреступление, от Бога отчуждающее и к беззаконным причисляющее. Но будь истинен во всех словах своих и доставишь им чрез то твердость клятвы. Если же когда случится тебе без нужды связать себя клятвою, то, когда это будет в чем-либо сообразном с Божественным законом, делай то, поскольку оно законно; а вину свою, что так неосмотрительно поступил, очисти милостынею, молитвою, плачем и тела озлоблением, умилостивляя тем Христа, рекшего: «не клянись»... Когда же то будет в чем-либо беззаконном, то смотри, из-за божбы своей (неразумной) отнюдь не делай дела беззаконного, чтоб не быть сопричастну к пророкоубийце Ироду. Но оставь эту беззаконную клятву не исполненною, положи потом себе законом не божиться и не клясться без разбора, спеша умилостивить Бога, приболезненнейше пользуясь вышеуказанными врачевствами.

(Св. Григорий Палама. Десятословие по христианскому законоположению )

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна


В наше время некоторые, не задумываясь о последствиях, произносят клятвы, а потом, нарушив их, не знают, что делать. Это и послужило причиной для написания этой статьи.

Никакая другая клятва кроме клятвы именем Аллаха, либо каким-нибудь Его качеством не засчитывается. Например, клянусь Господом миров, клянусь Тем, в Чьей власти моя душа. Также разрешается клясться тем, что указывает на Аллаха, например, клянусь Милостивым, клянусь Хозяином. Клятва засчитывается и тем, что употребляется как в отношении Аллаха, так и в отношении других, например, знающий, живой и т.п., если имел ввиду Аллаха. Если человек скажет «клянусь Кораном, Торой или Евангелием», то это считается клятвой. Клясться чем-либо или кем-либо помимо Аллаха и Его качеств, например Каабой, Пророком (мир ему и благословение Аллаха), категорически запрещено. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину Всевышний запрещает вам клясться вашими родителями. Тот, кто произносит клятву, пусть произносит её с именем Аллаха, либо молчит» (Джамиуль-ахадис 7352).

إن الله ينهاكم أن تحلفوا بآبائكم فمن كان حالفًا فليحلف بالله وإلا فليصمت (جامع الأحادث 7352)

Если человек непроизвольно произносит клятву в разговоре, то это не считается клятвой. Ибо Всевышний говорит: «Аллах не призовёт вас к ответу за непреднамеренные клятвы» (сура «аль-Бакара», аят 225).

لَا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ (سورة البقرة225)

В Исламе клятва нежелательна. Однако есть и исключения - клятва присяги, клятва побуждения к чему-либо хорошему, клятва, произносимая в судебном процессе и др…. Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) говорил, что он никогда в жизни не произносил ни истинной, ни ложной клятвы.

Ложная клятва считается харамом (запретной) во всех четырёх мазхабах. Такие выдающиеся учёные, как ибн Хаджар аль-Хайтами, имам аз-Захаби, имам ан-Навави и другие вынесли фетву, что ложная клятва относится к категории больших (тяжких) грехов.

За любое нарушение клятвы налагается каффарат (штраф). Тот, кто нарушил клятву, обязан раздать десятерым беднякам по одному мудду (мера веса сыпучих тел равная 600г.) зерна из того, что употребляет большинство жителей той местности, либо по одной вещи из одежды: штаны, рубашка, платье, платок и т.п. Тот, кто не в состоянии выполнить ни один из этих вариантов обязан соблюдать пост три дня. Держать их подряд не является условием.

Если кто-нибудь клялся оставить что-либо обязательное, например, намаз, либо совершить запретное, например, выпить спиртное, то он впадает в грех и считается нарушившим клятву, так как совершение этих поступков по Шариату категорически запрещается. А если поклялся оставить желательное, например, ратибаты - добровольные, желательные молитвы, совершаемые до и (или) после обязательных молитв, либо совершить нежелательное, например, совершение молитвы в коротких рукавах, то ему желательно нарушить клятву. В случае, если он поклялся оставить дозволенное, либо совершить его, и это касается лишь его, то ему будет предпочтительнее сдержать клятву. Если же его клятва наносит вред кому–либо, к примеру, если он поклялся не навещать своих родителей, родственников или друзей, то ему лучше нарушить свою клятву. Так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто поклялся чем-либо, а затем посчитал лучшим другое, то пусть он совершит другое и выплатит каффарат (штраф) за нарушенную клятву» (Муслим 4360).

مَنْ حَلَفَ عَلَى يَمِينٍ فَرَأَى غَيْرَهَا خَيْرًا مِنْهَا فَلْيَأْتِهَا وَلْيُكَفِّرْ عَنْ يَمِينِهِ(صحيح مسلم 4360)

Да остережёт нас Всевышний от напрасных и ложных клятв! Амин.

Решение по какому-либо мусульманскому вопросу, выносимое муфтием либо специалистом в области исламского права.

Количество записей: 45

Вечер добрый! Имя моё Татьяна. И терзаюсь я по поводу одного вопроса. Замужем я уже почти 11 лет. Семейная жизнь складывалась тяжело: муж то пил, то с друзьями много времени проводил, и вообще, много чего было нехорошего. На фоне всего этого и у меня было увлечение мужчиной в течение нескольких лет. Муж об этом ничего не знает. Сейчас всё позади. Семья, слава Богу, сохранилась. У меня затеплилась надежда, что всё может быть хорошо. Но немногим больше года назад, когда у нас с мужем снова был разлад, мне вдруг показалось, что я беременна. А поскольку с мужем отношения были, мягко говоря, напряженные, мне стало страшно, что и второй ребёнок будет расти в такой семье, и видеть то пьяного папу, а то папа и вовсе будет где-то проводить свое время. И тогда я сказала, обращаясь к Богу, пусть тихо, но всё же произнесла вслух, что я уйду от мужа, если я не беременна. Позже оказалось, что в положении я не была. А это обещание камнем повисло на душе. До сих пор мы вместе, а мысли о том, что я не сдержала слово, меня не покидают. Я была совсем "неумной", давая такое обещание. Но как быть теперь? Кроме покаяния, что я должна сделать? Что в данном случае правильнее: разрушить семью и выполнить обещание, или остаться, но нарушить слово? Помогите! Эти мысли меня уже замучили! Сама виновата, но всё же...

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Неразумные обеты Богу не угодны. Он их не принимает. Покаяться надо, но не в том, что Вы не исполнили обещания, а в том, что Вам вообще пришло в голову его давать.

иерей Александр Белослюдов

Можно ли мужчине клясться своими детьми?

Павел

Павел, Священное Писание нам прямо и категорично говорит: «не клянись вовсе» - это грех, там более клясться своими родными детьми – кто так делает, тот не любит своих детей. Мы не в силах исправить хот событий, это под силу одному Богу.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Прошу Вашего духовного наставления, так как сама уже не знаю, как поступить в моей ситуации. Мы с мужем живем больше 10 лет. У нас две дочки, младшей 3,5 месяца. Муж у меня очень хороший, никогда не поднял на меня руки, не обидел словом. Но он много пьёт, каждый день, возвращаясь с работы, он или пьяный, или выпивший, это длится уже довольно долго. Он много раз мне обещал, что всё, последний раз, но все равно это продолжается. Хоть бокал пива, но все равно выпьет. Если не пьет, так это 1-4 дня. Понимаете, многие говорят: "Чего тебе надо, на работу ходит, деньги приносит"... Мои дети каждый день в доме слышат запах алкоголя, мне это неприятно, сколько раз я умоляла его слезами и скандалами, не получалось, просила по-хорошему, умоляла - ничего. Вот, позавчера села с ним, поговорила, сказала, что ему нужна помощь врача, а он: "Я сам, всё, это последний раз", и снова вчера - запах алкоголя. Я не выдержала и сказала, что иду в ЗАГС подавать заявление на развод. Батюшка, проблема ещё в том, что я в порыве гневе сказала, что клянусь, что иду в ЗАГС, а сама не могу этого сделать, как представлю - так тяжело. Что Вы можете мне посоветовать, подсказать? Заранее Вам очень благодарна.

Марина

Дорогая Марина, нехорошо, конечно, что Ваш супруг регулярно употребляет алкоголь, но поводом для развода может быть лишь настоящий алкоголизм, медицински засвидетельствованный. Поэтому, прежде чем подавать на развод, подумайте, будет ли лучше для Вас и для детей, если вы останетесь одни. Одна беда уйдет, но на ее место может прийти другая, горше первой. Призываю Вас к усердной молитве, регулярному посещению храма и участию в таинствах Церкви. Господь поможет Вам и вразумит, как лучше поступить.

протоиерей Андрей Ефанов

Я поругался с девушкой и поклялся, что не буду больше с ней встречаться, но мы хотим помирится, как мне быть с клятвой?

Виктор

Дорогой Виктор! Вам нужно сходить на исповедь, покаяться в этом грехе, и больше никогда не давать глупых клятв (и даже умных не нужно)! Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

В юности я совершила большой грех - поклялась ребёнком перед иконами в церкви в том, что я якобы невиновна перед мужем, но обстоятельства сложились так, что мне пришлось соврать и сделать эту клятву. Брак был сохранён (мужа два года как не стало), я сейчас в зрелом возрасте, но всю жизнь меня мучает этот грешный поступок! Помогите! Подскажите, как снять камень с души? Да и с дочерью я давно уже не в ладах (её как подменили - ни уважения ко мне, ни сочувствия, ни ласки). Может, всё исходит от этого?

Ирина

Ответ один – идите в храм на исповедь. Молитесь о упокоении мужа и о здравии, взаимной любви с дочерью. Пусть это Вас примирит с собственной совестью.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Я поклялась своими близкими и не выполнила клятву (в отношении курения). Мой парень говорит, что мы скоро умрем оттого, что я поклялась и не выполнила. Мне очень страшно, я не хочу терять близких, но и не могу бросить курить.

Мария

Здравствуйте, Мария! В Священном Писании сказано: «Не клянитесь ни небом, ни землею, ни какою иною клятвой» (Мф, 5; 33-37). В том, что Вы клялись и в том, что нарушили клятву, нужно принести покаяние на исповеди. А курить все-таки бросайте: ведь здоровье, этот драгоценный дар, данный Богом, так легко растерять.

иерей Владимир Шлыков

Я поклялась ребенком, что не буду больше курить, и систематически нарушаю это обещание.

Анастасия

Анастасия, давать клятвы вообще нельзя, тем более в отношении своих детей и близких. Вам нужно обязательно покаяться в церкви в своих грехах, в том числе и этом, и причаститься. В дальнейшем больше так не делайте.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте,мой муж заставляет меня поклясться ребенком, что была ему верна. Грозится наши отношения порвать, если я этого не сделаю. Подскажите, как мне его переубедить, что это все серьезно?

Динара

Динара, напомните супругу, что клясться христианин не должен: "А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Мф. 5, 34-38) . Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Мы хотим с женой поклясться друг другу, что не будем изменять, как это сделать?

Андрей

Не нравится мне ваша идея! Если есть основание не доверять друг другу, то надо идти на исповедь в храм и просить Бога о даровании сил быть верными. А поклянетесь - не надолго вас хватит.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Поклялся здоровьем дочери не играть в карты на деньги, и нарушил клятву, теперь чувствую себя ужасно.

Виктор

Виктор, давать клятвы запрещено, а тем более, клясться своими родными. Вам необходимо покаяться в церкви на исповеди в этом и других своих грехах. Господь простит. И бросайте играть в карты - азартны игры до добра еще никого не доводили.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! У меня такая ситуация: я поклялась своему мужчине, что не встречалась с другим мужчиной, я поклялась своей мамой, но при этом скрестила пальцы рук. Я презираю себя за то, что я так сделала! Я очень не хотела с ним расставаться, и мне пришлось так сделать, я надеялась, что если я скрещу пальцы, то клятва будет недействительной. Как мне искупить этот грех перед Богом? Что теперь будет?

Александра

Александра, все грехи прощаются на исповеди в храме. И ваша клятва, и «скрещенные пальцы» - суеверие, одного поля ягоды. И божба, и ложь во время божбы говорит о Вашем слабом представлении о вере, о Боге, да и о любви тоже. Надо разобраться в своих чувствах, в отношениях с сильным полом – вот, думаю, где зарыта проблема. Вера и верность – слова однокоренные. Из нашей веры проистекает и супружеская верность, и отсутствие легкомысленных связей, и молитва за любимых. Вот о чем надо подумать перед исповедью.

протоиерей Максим Хижий

Батюшка, помогите. Я поклялась детьми в том, чего я действительно не совершала (но меня в этом обвинили). Что мне делать, очень переживаю за своих детей.

Евгения

Здравствуйте, Евгения! «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению» - учит нас Священное Писание (Иак., 5;2). Нужно покаяться на исповеди в этом грехе и молиться за детей.

иерей Владимир Шлыков

Я поклялась здоровьем своего ребенка, и очень об этом жалею и каюсь, что мне сделать чтобы загладить свою вину?

Наталия

Наталия, мы не имеем права давать клятвы, тем более давать клятвы в отношении своих детей и близких родственников. Немедленно нужно идти в церковь, и на исповеди каяться у священника в этом, и во всех других грехах. А на будущее нужно быть очень осмотрительной по отношению к своим словам.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Я женат 5 месяцев, брак венчанный. У меня такая проблема, после женитьбы жена стала меня во сем контролировать и не разрешала общаться с женщинами из прошлого, на этой почве у нас было много ссор, но я украдкой от нее продолжал это общения, я же не изменял. Но на днях жена увидела этот звонок к женщине из прошлого, я поклялся, что не звонил, обманул. Но она узнала правду и сказала, что не сможет жить с лгуном. Разве это грех, общение с женщинами просто так, и что, из-за этого надо разводится? В общем, жена ушла от меня и подала на развод. Кто же виноват из нас, может, ее нетерпение и ревность по пустякам? Она у меня воцерковленная. И что мне делать?

Алексей

Алексей, если «женщины из прошлого» состояли с Вами в интимной связи, то Вашу жену можно понять. Не думаю, что контакты с барышнями останутся безобидными. Поставьте себя на место жены: она встречается невинно с бывшими сожителями… Вам будет все равно? Советую Вам ограничить отношения с противоположным полом и помириться с женой.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, мой муж загулял (брак венчанный), сегодня на иконе Богородицы поклялся, и соврал. Что будет с ним, или с нашими детьми, или со мной, его женой? И как с ним жить дальше? А ведь у нас 4 детей.

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина! Ложная клятва – грех, в котором нужно каяться. Каждый человек сам отвечает за свои грехи. Если Вам доподлинно известно, что муж изменяет, то нужно поговорить с ним серьезно, чтобы он сделал выбор. Потворствовать явному греху, конечно, нельзя. Принимая окончательное решение, нужно обязательно посоветоваться со священником на исповеди.

иерей Владимир Шлыков

Моя тетя вынудила поклясться ее здоровьем, что я не буду оформлять кредитную карту, но она мне нужна, а я поклялась, хотя наперед знала, что возьму ее, что делать?

Инна

Здравствуйте, Инна! Потому-то говорит нам апостол: «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: "да, да" и "нет, нет", дабы вам не подпасть осуждению» (Иак. 5;12). Покайтесь в этом грехе на исповеди и впредь не клянитесь.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Я грешная. Как снять грех? Я клялась ребёнком.

Наталья

Наталия, в Церкви нет такого понятия, как «снятие» греха. Мы каемся в грехе в таинстве исповеди. То, что Вы клялись своим ребенком – это, конечно, грех. А следовательно, Вам необходимо прийти в церковь на исповедь к священнику, и все ему рассказать (и желательно не только об этом, но и обо всех своих грехах). И если Вы дадите Богу обещание исправиться и искренне покаетесь в своих грехах, то Господь простит. После исповеди, если священник разрешит, нужно причаститься, а перед причастием необходимо поститься читать молитвы ко Святому причащению. Только так Вы сможете обрести мир в душе.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день, подскажите как объяснить своей девушке что не могу клясться её здоровьем, она когда касается чего-то важного очень часто просит меня об этом, а я не могу.. ну просто не могу и всё, и даже если не соврал, я всё равно думаю что это может как-то сказаться на её здоровье, и не клянусь и она обязательно думает что я вру как бы ей обратное не доказывал, и это приводит к очень печальным последствиям, ссорам, становится холодней ко мне, из-за этого недоверия, я просто не знаю как ей обьяснить уже что никогда не при каких условиях не поклянусь её здоровьем, даже если это и закончиться расставанием, и она сразу говорит что ты любишь меня и я тебе дорога и поэтому ты не хочешь клясться им потому что врёшь.. у меня уже слов нет на это. она никак не понимает, но в Бога она верит и ведёт очень правильный образ жизни и не верит в Бога по своему прикрывая и оправдывая свои грехи чем-то.. нет, она так не делает и всегда очень самокритична и всегда так сказать занимается самопознанием и познанием Бога, ну вот а этом не понимает меня и всё, подскажите прошу как ей это обьяснить я и сам не понимаю.. я это выразить в словах могу почему я не буду клясться здоровьем её, пожалуйста подскажите как сделать как ей объяснить это

Энрико

Здравствуйте, Энрико. Нам дозволено клясться только своим честным словом. «Да будет слово ваше «да» - «да», «нет» - «нет», а все, что сверх того, то от лукавого». Т.е., мы ответственны только за свое решение, которое можем по воле своей исполнить. Чье-то здоровье от наших легкомысленных слов не зависит, но, намеренно произнося их, мы согрешаем, присваивая себе то, что нам не принадлежит. Даже наше собственное здоровье и жизнь в руках Божиих. Мы можем только создать условия для промысла Божия. И вот в этом мы полностью ответственны. Например, мы полностью ответственны за то, что зная заповедь Божию о святости брака, «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое плоть едина», избегаем ее исполнения по эгоизму. Срываем цветы, не заботясь о корнях. Вот на это и обратите свое внимание.

иерей Александр Белослюдов Татьяна

Татьяна, в семье должно быть доверие друг ко другу. Вам нужно покаяться в церкви на исповеди в своем грехе. Сами чаще в церковь ходите, исповедуйтесь и причащайтесь. Если Вы не имеете за собой тяжких грехов, то будьте спокойны. Не нужно слишком сильно доказывать. Нужно строить отношения на доверии. Должно быть достаточно одного слова, что Вы ему верны, и, конечно, не нужно давать клятв.

иеромонах Викторин (Асеев)

1

Для alex-pro-1 Индийский фермер Кайлаш Сингх очень хотел, чтобы у него родился сын-наследник, который никак не рождался. В возрасте 38 лет в 1974 году, Кайлаш поклялся, что не будет мыться до тех пор, пока у него не родится наследник мужского пола. За последующие 37 лет в семье Кайлаша родились семеро детей, и все - дочери.

Как нам относиться к клятвам? Нужно ли вообще клясться? Является ли грехом произнесение клятвы? Проявляем ли мы неверность Богу, когда клянемся, например, своей жизнью? Мы с вами знаем, что на эти вопросы предлагают разные варианты ответов.

Лично я читал об различных случаях касательно отношения верующих к клятвам: одних хвалили за верность Богу, когда они отказывались произносить клятвы, а других наоборот, поощряли клясться. Одних отлучали с церкви за то, что они произнесли клятву в армии (страны на постсоветском пространстве), а других хвалили за соблюдение законов государства (западные страны).

И вот для того, чтобы нам понять, как относиться к клятве, давайте мы посмотрим, как Иисус Христос во время земного служения относился к клятвам.

«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». (Матф.5:33-37)

На основании данного отрывка Писания, предлагаю посмотреть на два повеления Иисуса Христа, которые помогут верующему правильно относиться к клятвам.

Первое повеление заключается в том, что

Нельзя искажать Божье понимание клятвы

"Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным ." (Матф.5:33-36)

Прочитав данный отрывок, у нас, на первый взгляд, может создаться впечатление, что Иисус Христос категорично запрещает клясться. На самом деле Иисус данными словами косвенно обличает фарисеев за их искажение заповедей о клятвах. Заметьте, Он говорит:

«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои ».

Данного утверждения нет в Священном Писании, но оно является комбинацией из нескольких стихов ВЗ (Лев.19:12; Чис.30:3; Втор.23:21-23 ), которые говорят о наказании тех, кто нарушает клятву, данную Богу.

Через эти повеления Бог ясно дал понять Своему народу, что Ему ненавистны ложные клятвы и людям, живущим по заповедям Бога, непозволительно лукавить, когда они клянуться именем Божьим. Зная наизусть вышепрочитанные стихи, фарисеи очень снисходительно относились к учению о клятвах. Многие из них занимались если так можно выразиться, религиозным словоблудием. То есть, в конкретном случае для того, чтобы оправдать какие-то греховные пороки, они начинали придумывать отходные пути и далее мы увидим какие.

Что означает слово «клятва»? - это торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается (Ожегов, Никифор). Клятва в израильском народе воспринималась как абсолютная истина и оканчивала всякий спор, потому что призывала суд на нарушителя слова. И мы с вами знаем, что Господь позволял клясться Его именем, Авраам скрепил свое обещание царю содомскому клятвой Богу, более того, сам Бог клялся своим именем.

Так почему Иисус, зная эти факты, запрещает клясться? Дело в том, что фарисеи исказили Божье понимание клятвы. Божьи предписания очень часто нарушались евреями, которые клялись по любому незначительному поводу и употребляли клятву Богу в обычных разговорах. И вот для оправдания этого греха фарисеи придумали целый ряд уловок, ложно говоря евреям о том, что карается та ложная клятва, в которой употребляется имя Бога. Но при этом по словам Мишны (устный закон иудеев), клятвы небесами, землей и собственной головой рассматриваются как необязывающие к выполнению. Другими словами, так как Закон Моисея детально не говорит о том, чем можно клясться, то фарисеи придумали различные уловки, которые помогут им достичь желаемого и обойти закон. Поэтому они считали, что можно безнаказанно клясться небом, землей, Иерусалимом, головой и прочим, и что якобы такая клятва безгрешна, так как позволяет ловко обойти Закон. Таким образом, фарисеи специально использовали такие клятвы, потому что они помогали им обмануть или ввести в заблуждение людей.

Во свете такого истолкования нам становится понятно, почему Иисус так категорично говорит следующие слова:

А Я говорю вам: не клянись вовсе:

- ни небом, потому что оно престол Божий;

- ни землею, потому что она подножие ног Его;

- ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

- ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

В данном случае слова Спасителя "не клянитесь вовсе" не нужно понимать, что Иисус вовсе против клятвы как таковой. Но Иисус говорит в том смысле, что не нужно разным способом клясться ни небом, ни землей, ни Иерусалимом, ни головой. Иными словами, не нужно в разных формах, видах, вариантах клянуться указанными вещами, потому что небо, земля, Иерусалим, голова по сути принадлежит Богу, а следовательно, клясться этими вещами, значит клясться Божьим авторитетом и властью над тем, что принадлежит Ему. Своим категорическим отрицанием клятв Иисус Христос отвергает всякие лазейки и исключения, искажающий первоначальный смысл этих заповедей.

Однажды у одного еврея попросили купить лекарство для тяжелобольного ребенка и как можно быстрее его принести. В привычной манере, еврей поклялся своей головой, что обязательно купит все необходимое для лечения и быстро принесет средство, которое поможет мальчику выздороветь. Естественно, ему поверили, так как он поклялся своей головой. Через день мальчик (пауза) умер, потому что еврей, которому дали деньги купить лекарство, не пришел, но сбежал с деньгами.

Известная пословица гласит: «Люди клянутся потому, что часто они - лжецы».

Иисус Христос прекрасно знал о лукавстве фарисеев. И Он весьма категорично относится к такой практике клятв и стремится научить народ, чтобы они не брали пример с фарисеев. В Матф.23:16-22 Иисус, называя фарисеев лицемерами, говорит:

«Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем ».

Так и нам, драгоценные братья и сестры, очень важно наблюдать за своими словами, за обещаниями, которые мы даем своим ближним. Помним, что Иисус выступает не против клятвы в общем, но Он осуждает искажение Писания людьми касательно клятв. Нам нельзя клясться ни своей жизнью, ни мамой («мамой клянусь»), никакой частью своего тела или Божьего создания, потому что это все по факту принадлежит Господу. Мы не имеем над этим никакой власти. В отличие от неверных Богу фарисеев, нам нужно избегать всякого лукавства и хитрости в своих словах.

Второе повеление, которое поможет верующему правильно относиться к клятвам заключается в том, что нам нужно

Жить так, чтобы вообще не клясться

Заметьте, Иисус говорит:

"Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого." (Мат.5:37)

По всей видимости люди начали давать клятвы для того, чтобы заверить других в своих честных намерениях. Но как мы уже видели выше, клясться можно было только Богом. Например, мы это видим в жизни Авраама: “Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли" (Быт. 14,22). Также мы видим, что Бог, признавая клятву, клянется Сам Собою. “ Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык ” (Ис.45:22-23).

Поэтому, Иисус осуждая искажение понятия клятвы фарисеями, говорит: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого ».

Данными словами Иисус Христос ярко показывает, что по сути, человек может обойтись без клятв даже перед Божьим лицом, ему достаточно сказать либо «да» либо «нет». Но если он ввиду своего лукавства и нечестных намерений снова будет употреблять знаменитые клятвенные формулировки фарисеев, то есть, говорить «сверх этого», то это от лукавого.

Мученик Аполлоний (180 г. по Р.Х.) сказал своему судье, что произносить клятву для христианина есть нечто постыдное, и тут же прибавил: «Если ты желаешь, чтобы я поклялся, что мы почитаем императора и молимся за его управление, то я принесу достоверную в этом клятву перед истинным Богом». И вы знаете, что сделал судья с Аполлонием после такого ответа? Он назвал его слова превосходными.

Так и нам важно с мудростью относиться к клятве. Мы с вами знаем, что Священное Писание не запрещает клясться именем Божьем или перед Богом (Авраам, пророки, апостолы), но это не должно нас навести на мысль, чтобы каждое свое слово мы подтверждали клятвой.

Кроме этого, важно понимать, что в славянском контексте понятие «клятвы» имеет огромное значение. Но так как не все христиане понимают суть или значение клятвы, то для подтверждения своих намерений, нам лучше употреблять слово «обещаю», дабы не быть камнем преткновения для своего брата или сестры.

И тем не менее, Иисус нам показывает, что человек должен вести такую жизнь, словам которым люди будут доверять. Он должен быть честным и искренним в каждом произносимом слове. Для того, чтобы исполнить обещанное, не нужно клясться, божиться - нужно всего лишь относиться ответственно к своим словам. Иисус показывает, что гарантом в исполнении слова является не столько клятва, сколько верность человека к тому, что он говорит.

Крейг Бломберг в своем комментарии «Ветхий Завет на страницах Нового» пишет, что «цель верующего быть настолько верным своему обещанию, чтобы клятвы не были нужны вообще».

Дорогие братья и сестры, нам нужно отдавать отчет в своих словах. Никогда не надо давать поспешных обещаний, исполнение которых вызывает у нас затруднение. Некоторые христиане подобно фарисеям, занимаются казуистикой, то есть, искусно изощряются в различных словесных конструкциях для того, чтобы оправдать свою безответственность в исполнении того или иного обещания. Нам нужно жить так, чтобы наши слова, наши обещания были восприняты людьми без всяких клятв.

Джон Мак-Артур, комментируя данное место, говорит: «Абсолютное и неизменное Божье требование - истина и искренность во всем. Не только клятвы должны быть честными и надежными, но и обычная повседневная речь. Наши слова, речь или проповеди должны звучать как твердая присяга и надежны как клятва ».

Я призываю каждого из нас относиться ответственно как к своей жизни, так и к каждому слову, которое мы произносим. Помним о том, что никакая клятва не способна убедить ближних в нашей искренности, если мы будем вести нечестный образ жизни. Гораздо превосходнее вести такой образ жизни, который будет прославлять Иисуса Христа и при этом нам не нужно клясться для того, чтобы заверить окружающих в своей честности. Это именно то, к чему нас призывает Господь - быть христианами, слову которых можно верить без дополнительных заверений в своей искренности.

«Человек должен вести такой образ жизни, который вызывает к нему больше доверия, чем клятва».