Новый состав правительства России: кто эти люди, которые будут управлять страной? Структура и члены правительства рф Президент премьер министров министры правительства

Государственную исполнительную власть в Российской Федерации, согласно 11-й статье Конституции РФ, осуществляет российское правительство. Объясняя суть этого института власти в нашей стране простыми словами, можно сказать, что правительство занимается "хозяйственными делами", то есть разработкой федерального бюджета (который впоследствии утверждается парламентом РФ), экономической деятельностью, владеет государственным федеральным бюджетом и обладает многими другими функциями, о которых вы больше узнаете, прочитав эту статью.

Структура правительства

Членами правительства России являются министры, возглавляющие подведомственные им министерства, а также государственные служащие, входящие в различные комитеты и комиссии, федеральные агентства и ведомства.

Если рассматривать в его иерархическом срезе, то первые позиции здесь составляют министерства. Председателем (главой) является премьер-министр России. Он руководит деятельностью всей и служит посредником между исполнительной ветвью власти и президентом страны. На сегодняшний день премьер-министром правительства РФ является Дмитрий Анатольевич Медведев.

Список министерств в составе правительства РФ

Министерство - это государственный определенной сферой деятельности. В РФ они представлены так:

  • МВД России - в состав которого входит полиция. Член правительства, возглавляющий его, - министр В. А. Колокольцев.
  • МЧС России - занимается делами гражданской обороны, ликвидацией последствий стихийных бедствий и др.

  • МИД России - орган, отвечающий за внешнюю политику России в международных отношениях. Члены правительства от МИДа, которых знает каждый россиянин, - Мария Захарова и Сергей Лавров.
  • Минобороны РФ - отвечает за военную оборону Российской Федерации.
  • Минюст - Министерство юстиции РФ.
  • Минздрав - министерство, отвечающее за обеспечение массового здравоохранения и медицины.
  • Минкультуры РФ - обеспечение культурного досуга населения.
  • Минобрнауки - массовое образование и научная деятельность.
  • Министерство экологии - осуществление природоохранной деятельности.
  • Минпромторг РФ - осуществление регулирования промышленной деятельности и развития торговли.
  • Министерство развития территорий Дальнего Востока.
  • Минкомсвязь - осуществление деятельности по развитию коммуникаций и связи на территории Российской Федерации.
  • Министерство по делам Кавказа.
  • Минсельхоз - занимается развитием сельского хозяйства в России.
  • Минспорт - министерство развития спорта.

  • Минстрой РФ - орган, занимающийся коммунальным обеспечением и строительством.
  • Минтруд - охрана труда и осуществление социальной защиты граждан РФ.
  • Минфин - Министерство финансов РФ - осуществление экономической деятельности.
  • Минэкономразвития - Министерство разработки программ экономического развития РФ.
  • Мигэнерго - министерство энергетической отрасли российской промышленности.

Агентства, ведомства, службы

Правительство РФ, как уже было сказано ранее, включает в себя не только членов правительства - министров, но и иных государственных служащих, работающих в федеральных агентствах и ведомствах. Их в России насчитывается более десятка. Несколько из них будут представлены ниже:

  • ФАДН - федеральное агентство, занимающееся делами национальностей (защита прав национальных меньшинств и т. д.).
  • ФАС - антимонопольная служба, координирующая деятельность по противодействию монополизации существующих рынков.
  • ФАНО - агентство, занимающееся в том числе аккредитацией существующих научных организаций.
  • ГУСП - управление специальных программ, разработанных президентом РФ.

Иные структуры в правительстве РФ

Кроме того, в правительстве РФ существуют внебюджетные фонды, созданные преимущественно для социального обеспечения населения. К примеру, ПФ РФ - пенсионный фонд, осуществляющий накопление пенсионного резерва для граждан России. Также существуют в отдельных "экзотических" отраслях промышленности. К примеру, РОСАТОМ или РОСКОСМОС.

Правительство в лицах

Список членов Правительства РФ (заместителей председателя правительства РФ), представленный ниже, не является исчерпывающим, кроме того, внутри самой структуры исполнительной власти не редки должностные перемещения.

Тем не менее на сегодняшний момент данные таковы:

  • И. И. Шувалов. Он, кроме того, государственный советник первого класса.
  • А. Г. Хлопонин. Является к тому же президента в Северо-Кавказском округе.
  • О. Ю. Голодец. Кроме того, курирует высшее и послевузовское образование.
  • Ю. П. Трутнев. Является еще и уполномоченным представителем президента в Дальневосточном округе.
  • А. В. Дворкович. Руководит автомобилестроением.
  • Д. О. Рогозин. Курирует
  • Д. Н. Козак. Курирует бюджетные проекты субъектов РФ.
  • С. Э. Приходько. Курирует государственные и муниципальные услуги, оказываемые населению РФ.
  • В. Л. Мутко. Курирует спортивную сферу.

Правительство России состоит из председателя правительства России, заместителей председателя правительства России и федеральных министров.

Председатель правительства Российской Федерации назначается президентом России с согласия Государственной думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной думой представленных кандидатур президент назначает председателя правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Президент России не имеет права распускать Государственную думу на этом основании в течение последних шести месяцев действия его полномочий, в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента.

Заместители председателя правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности президентом Российской Федерации по предложению председателя правительства.

Структура федеральных органов исполнительной власти (правительства Российской Федерации) утверждается указом президента Российской Федерации на основании предложения председателя правительства, направляемого в течение недельного срока после его назначения (ст. 112 Конституции РФ). Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 13.12.2008, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993.

В результате административной реформы 2004 года уточнен статус и распределение функций между федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти разделены на находящиеся в ведении президента (так называемые силовые ведомства) и правительства.

В правительство РФ входят:

  • 1. Председатель правительства Российской Федерации: Медведев Дмитрий Анатольевич
  • 2. Первый заместитель председателя правительства: Шувалов Игорь Иванович
  • 3. Заместитель председателя правительства: Голодец Ольга Юрьевна
  • 4. Заместитель председателя правительства: Дворкович Аркадий Владимирович
  • 5. Заместитель председателя правительства: Козак Дмитрий Николаевич
  • 6. Заместитель председателя правительства: Рогозин Дмитрий Олегович
  • 7. Заместитель председателя правительства -- руководитель аппарата правительства Российской Федерации: Приходько Сергей Эдуардович
  • 8. Заместитель председателя правительства -- Полномочный представитель президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе: Хлопонин Александр Геннадиевич
  • 9. Министерство внутренних дел. Министр: Колокольцев Владимир Александрович Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 22.06.2010 № 773) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета, № 50, 12.03.2004.
  • 10. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Министр: Пучков Владимир Андреевич
  • 11. Министерство здравоохранения. Министр: Скворцова Вероника Игоревна
  • 12. Министерство иностранных дел. Министр: Лавров Сергей Викторович
  • 13. Министерство культуры. Министр: Мединский Владимир Ростиславович
  • 14. Министерство обороны. Министр: Шойгу Сергей Кужугетович
  • 15. Министерство образования и науки. Министр: Ливанов Дмитрий Викторович
  • 16. Министр по развитию Дальнего Востока -- полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе: Ишаев Виктор Иванович
  • 17. Министерство природных ресурсов и экологии. Министр: Донской Сергей Ефимович
  • 18. Министерство промышленности и торговли. Министр: Мантуров Денис Валентинович
  • 19. Министерство регионального развития. Министр: Слюняев Игорь Николаевич
  • 20. Министерство связи и массовых коммуникаций. Министр: Никифоров Николай Анатольевич
  • 21. Министерство сельского хозяйства. Министр: Фёдоров Николай Васильевич
  • 22. Министерство спорта. Министр: Мутко Виталий Леонтьевич
  • 23. Министерство транспорта. Министр: Соколов Максим Юрьевич
  • 24. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Министр: Топилин Максим Анатольевич Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 22.06.2010 №773) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета, №50, 12.03.2004.
  • 25. Министерство финансов. Министр: Силуанов Антон Германович
  • 26. Министерство юстиции. Министр: Коновалов Александр Владимирович
  • 27. Министерство экономического развития. Министр: Улюкаев Алексей Валентинович
  • 28. Министерство энергетики. Министр: Новак Александр Валентинович
  • 29. Министр Российской Федерации, ответственный за организацию работы Правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства»: Абызов Михаил Анатольевич.

Также, в состав правительства РФ входят координационные и совещательные органы:

  • - Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации
  • - Правительственная комиссия по бюджетным корректировкам на очередной финансовый год и плановый период
  • - Правительственный совет по развитию отечественной кинематографии
  • - Правительственная комиссия по вопросам охраны здоровья граждан
  • - Правительственная комиссия по вопросам социально-экономического Северо-Кавказского федерального округа
  • - Правительственная комиссия по координации деятельности открытого правительства
  • - Государственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области
  • - Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения
  • - Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции
  • - Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 22.06.2010 №773) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета, № 50, 12.03.2004.
  • - Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства
  • - Правительственная комиссия по миграционной политике
  • - Правительственная комиссия по территориальному планированию в Российской Федерации
  • - Правительственная комиссия по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное, региональное и межрегиональное значение
  • - Государственная пограничная комиссия
  • - Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации
  • - Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации
  • - Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации
  • - Правительственная комиссия по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса
  • - Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации
  • - Комиссия Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности
  • - Аттестационная комиссия Правительства Российской Федерации
  • - Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства Российской Федерации Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 22.06.2010 №773) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета, № 50, 12.03.2004.
  • - Правительственная комиссия по развитию телерадиовещания
  • - Правительственная комиссия по проведению административной реформы
  • - Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления
  • - Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов
  • - Правительственная комиссия по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков
  • - Правительственная комиссия по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген
  • - Правительственная комиссия по транспорту и связи
  • - Правительственная комиссия по недопущению негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в г. Березники (Пермский край)
  • - Правительственная комиссия по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики
  • - Правительственная комиссия по вопросам развития электроэнергетики
  • - Совет по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 22.06.2010 № 773) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета, № 50, 12.03.2004.
  • - Совет при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере
  • - Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
  • - Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • - Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО
  • - Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом
  • - Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации
  • - Совет по грантам Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих учёных в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных учреждениях государственной академии наук и государственных научных центрах Российской Федерации
  • - Государственная комиссия по радиочастотам
  • - Правительственная комиссия по вопросам биологической и химической безопасности Российской Федерации
  • - Правительственная комиссия по профилактике правонарушений
  • - Правительственная комиссия по обеспечению безопасности электроснабжения (федеральный штаб)
  • - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
  • - Правительственная комиссия по разработке и реализации антинаркотических программ, обеспечивающих интересы Российской Федерации в Центральной Азии

Иные органы в правительстве РФ:

  • а) Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
  • б) Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
  • в) Исследовательский центр частного права при Президенте Российской Федерации
  • г) Информационное телеграфное агентство России (ФГУП)
  • д) Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
  • е) Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • ж) Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»
  • з) Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова
  • и) Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • к) Российская школа частного права (институт)
  • л) Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации
  • м) Санкт-Петербургский государственный университет
  • н) Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (ФГУП)

участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства Российской Федерации, в выработке и реализации политики Правительства Российской Федерации;
участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, обеспечивают их исполнение;
координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность;
предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство Российской Федерации.
Комментарий к статье 25
1. Если сравнить полномочия заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, то они во многом схожи. Это касается участия в заседаниях Правительства с правом решающего голоса в подготовке правительственных постановлений и распоряжений и обеспечение их исполнения и т.д.
Вместе с тем между полномочиями заместителей Председателя Правительства имеются существенные различия: конкретные обязанности заместителей Председателя Правительства во многом определяются не функцией руководства соответствующим госорганом, как у руководителей федеральных министерств, а решением Председателя Правительства о распределении обязанностей между своими заместителями. Как правило, при назначении Президентом заместителей Председателя Правительства предварительно конкретизируются их основные участки работы: финансово - экономический, социальный, топливно - энергетический комплекс и др.
Особое место среди заместителей занимают первые заместители. Если первый заместитель Председателя один, то по распределению обязанностей он во время отсутствия Председателя Правительства (командировки, болезнь и т.д.) обычно исполняет некоторые его обязанности. В практике формирования Правительства долгие годы в его составе было несколько первых заместителей. Здесь в каждом конкретном случае своего отсутствия глава Правительства поручал одному из них временное выполнение некоторых своих функций (например, ведение заседаний Правительства или его Президиума).
В разные периоды фактическое положение и роль заместителей Председателя Правительства существенно менялись. Наиболее устойчивыми представляются их полномочия по координации работы федеральных органов исполнительной власти. По сложившейся практике каждый заместитель Председателя Правительства курирует ряд министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с основной функцией, возложенной на него главой Правительства по распределению обязанностей между своими заместителями.
Для решения проблем соответствующей отрасли на правительственном уровне курирующий заместитель Председателя Правительства осуществляет необходимую организаторскую работу, проводит совещания с привлечением специалистов, определяет подходы к их решению, дает конкретные поручения руководителям федеральных органов исполнительной власти и подведомственным государственным учреждениям. Серьезные задачи выполняют зампреды по урегулированию разногласий, возникающих при подготовке законопроектов, проектов правительственных постановлений и распоряжений. Как правило, они особенно актуальны на стыке отраслей.
За заместителями Председателя Правительства закреплена ключевая функция контроля за деятельностью соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Следовательно, они ответственны за результативность такого контроля.
Специфическое положение заместителей Председателя обусловлено и тем, что ряд поручений (причем не только разового, но и длительного характера) им дает не только Председатель Правительства, а также непосредственно Президент Российской Федерации. Нередко они в силу таких президентских поручений приобретают некоторую автономность от Председателя Правительства и действуют непосредственно под эгидой Президента. Такая двойственность в руководстве ими со стороны Председателя Правительства и Президента обусловлена также тем, что на них Президент возлагает выполнение конкретных заданий в тех областях государственного управления, где он осуществляет непосредственное руководство (внешняя политика, оборона и др.).
Необходимо обратить внимание на характер поручений заместителей Председателя. Они не являются правовыми актами Правительства, но по сложившейся практике несут значительную нагрузку в выполнении многообразных организационно - распорядительных функций деятельности Правительства в целом. Сложнейшая "правительственная кухня" включает в себя сотни и тысячи поручений заместителей Председателя по самым различным вопросам. Часть из них содержат не только поручения соответствующим министерствам и ведомствам, но и общую оценку вносимым предложениям, предусматривают конкретные направления деятельности и принимаемые меры.
При характеристике такого рода документов следует учитывать их "скрытый" регулятивный характер в тех случаях, когда они обусловливают совершенно определенные юридические последствия для соответствующего ведомства и должностного лица. Нельзя не обратить внимания на то, что в последние годы характер таких поручений заметно меняется. Раньше многие зампреды пытались решить проблемы курируемых отраслей преимущественно через Министерство финансов, давая ему соответствующие поручения. По признанию руководства Минфина, на исполнении в этом ведомстве находилось, например, в разные периоды времени до нескольких сотен поручений зампредов одновременно. Конечно, их реальное выполнение было практически невозможно в связи с тем, что многие из них требовали дополнительных расходов. Теперь, когда Министерство финансов курирует непосредственно Председатель Правительства, количество таких поручений со стороны его заместителей резко пошло на убыль.
2. По общему правилу, подготовка проектов постановлений и распоряжений, внесенных в Правительство, непосредственно осуществляется правительственным Аппаратом. При этом данные материалы в обязательном порядке рассматриваются и дорабатываются заместителем Председателя Правительства. Предварительное рассмотрение проектов постановлений и распоряжений занимает значительную часть рабочего времени заместителей Председателя Правительства. Без их визы ни один такой документ не может быть направлен на рассмотрение Правительства или его Президиума либо непосредственно на подпись Председателю Правительства.
Участие заместителей Председателя в этой работе - один из основных фильтров для обеспечения должного качества проектов постановлений и распоряжений. Реальные возможности заместителей Председателя здесь достаточно обширны: согласование на политическом уровне принципиальных вопросов с Председателем и другими членами Правительства, Администрацией Президента, выступление на заседании Правительства, подключение к работе по доработке проекта экспертов различных подразделений правительственного Аппарата, а также научных работников и других специалистов.

Понятие и структура Правительства РФ

Правовая основа деятельности Правительства РФ основывается на Конституции РФ, федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» и нормативно-правовых актах Президента РФ.

Правительство РФ наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами осуществляет государственную власть, коллегиальным органом системы исполнительной власти РФ.

Структура Правительства РФ представлена Председателем Правительства, заместителями Председателя Правительства и федеральными министрами (рис. 1).

Рисунок 1. Структура Правительства РФ

Правительство РФ, как уже говорилось выше, является коллегиальным органом, его решения принимаются на заседаниях. Решения принимаются большинством голосов, но решающим значением обладает мнение премьер-министра.

Структура и персональный состав Правительства РФ определяется Президентом с учетом мнения ранее назначенного Председателя Правительства.

Председатель Правительства РФ организовывает работу Правительства, представляя Правительство внутри и вне страны, проводя заседания, подписывая акты, вынося Президенту РФ кандидатуры на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, предложения об освобождении ими занимаемых должностей, наложении дисциплинарных взысканий, которые налагаются Президентом РФ. Председатель Правительства РФ должен распределять обязанности между своими заместителями и систематически информировать Президента о работе Правительства.

Заместители Председателя Правительства РФ вырабатывают и реализовывают политику Правительства РФ, подготавливая и исполняя его решения и координируя и контролируя работу министерств.

Федеральные министры подготавливают решения Правительства РФ, принимают и исполняют их, руководя соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Помимо министерств существуют центральные органы государственного управления, которые называются ведомствами и состоят из:

  • государственных комитетов;
  • федеральных служб;
  • федеральных агентств;
  • федеральных комиссий;
  • федеральных надзоров и иных органов.

Если руководители этих ведомств имеют ранг федерального министра, то они входят в состав Правительства РФ. Но чаще они этого ранга не имеют. На заседания Правительства РФ Председатель может приглашать руководителей других центральных органов. Но они имеют только совещательный голос и в принятии решений не участвуют.

Замечание 1

В состав Правительства РФ входит специализированный орган, который называется президиумом Правительств а и состоит из Председателя Правительства, его заместителей, некоторых министров и руководителя аппарата Правительства. Подробный состав президиума Правительства утверждается Постановлением Правительства РФ.

Порядок формирования Правительства РФ

Правительство начинает формироваться с выбора Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства и вынесение этой кандидатуры на рассмотрение Государственной Думой. В течение недели Государственная Дума должна рассмотреть эту кандидатуру, после чего осуществляется тайное или открытое голосование с большинством голосов от ее общего состава. Если Государственная Дума трижды отклонила представленные кандидатуры, Президент по своему усмотрению назначает Председателя Правительства, а Государственную Думу распускает, назначив новые выборы в Думу.

Если Государственная Дума соглашается с кандидатурой, Президент назначает Председателя Правительства РФ, которые в течение недели должен представить предложения о структуре Правительства РФ и кандидатуры конкретных лиц. Президент РФ издает указ о составе Правительства РФ и производит назначения.

Правительство РФ выполняет определенные функции :

  • разрабатывает и предоставляет Государственной Думе федеральный бюджет;
  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, финансов, образования и здравоохранения;
  • принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, охране собственности и борьбе с преступностью;
  • обеспечивает оборону и безопасность страны;
  • управляет федеральной собственностью;
  • координирует деятельность органов исполнительной власти, министерств и ведомств;
  • принимает постановления общего характера, обязательные для физических и юридических лиц.

Полномочия Правительства РФ

В различных сферах общественной жизни Правительство РФ наделено кругом широких полномочий. Эти полномочия закреплены в федеральном конституционном законе, где приводится полный перечень этих полномочий, состоящий из $80$ пунктов.

Мы остановимся на самых основных.

    В области обеспечения прав и свобод личности полномочия Правительства сводятся к следующим:

    • обеспечивает безопасность личности, законности и общественного порядка;
    • ведет борьбу с преступностью и другими общественно опасными явлениями;
    • обеспечивает деятельность органов судебной власти.
  1. В сфере экономики полномочия Правительства РФ заключаются в:

    • регулировании экономических процессов;
    • управлении государственным сектором экономики, государственной собственностью;
    • обеспечении единой финансовой политики и единства экономического пространства, а также свободы экономическое деятельности;
    • прогнозировании социально-экономического развития страны;
    • разработки и осуществления программы развития приоритетных отраслей экономики;
    • разработки и представления Государственной Думе федерального бюджета;
    • управлении государственным внешним и внутренним долгом. Главная цель направления деятельности Правительства в этой сфере состоит в создании условий для функционирования и регулирования экономики.
  2. В социальной сфере полномочия Правительства РФ сводятся к:

    • обеспечению проведения единой государственной социальной политики;
    • реализации конституционных прав граждан в сфере социального обеспечения;
    • развитию благотворительности;
    • принятию мер по реализации трудовых прав граждан;
    • разработке программы уменьшения безработицы;
    • проведению государственной миграционной политики;
    • принятию мер по реализации прав граждан на охрану здоровья и благополучной санитарно-эпидемиологической обстановке;
    • проведению единой государственной политики в области образования и мн. др. Главное направление в деятельности Правительства РФ в данной области заключается в государственной поддержке.
  3. В духовной жизни общества деятельность Правительства РФ заключается в:

    • обеспечении условий для идеологического плюрализма;
    • пресечении расовой, национальной и религиозной розни;
    • предотвращение политического экстремизма.

    Основные направления функций Правительства РФ в духовной сфере состоят в стимулировании и контроле за соблюдением Конституции РФ и федеральных законов.

  4. В области обороны, государственной безопасности, внешней политики и международных отношений Правительство также осуществляет ряд полномочий. Этими полномочиями являются:

    • обеспечение государственной безопасности и обороны страны;
    • организация оснащения вооруженной техникой и материальными средствами Вооруженных Сил РФ;
    • обеспечение функционирования военного производства;
    • реализация внешней политики РФ;
    • заключение международных договоров;
    • разработка политики международного сотрудничества.

Основные направления деятельности Правительства РФ в данной области сводятся к прямому управлению и контролю.

Замечание 2

При осуществлении своих полномочий Правительство РФ разрабатывает множество правительственных программ по различным вопросам, которые носят ориентирующий характер и содержат конкретные обязывающие положения.

Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, осуществляющим исполнительную власть и состоит из Председателя, заместителей и руководителей министерств. Задачей Правительства как коллегиального государственного органа является исполнение законов, оперативное решение государственных вопросов и участие в законотворческой деятельности. Действует строго в соответствии со статьями Конституции, руководствуясь принципами народовластия, верховенства закона, гласности, принципами поддержания прав и свобод, а также на основе федеративности.

Принцип разделения власти

В главном правовом документе РФ – Конституции – закреплен основополагающий принцип четкого разделения власти. Каждая из ветвей автономна, самостоятельна и независима. Члены кабинета министров отчитываются по результатам деятельности перед Президентом РФ. Они также не имеют право участвовать в работе ведомств, относящихся к иной ветви власти.

Принцип формирования правительства и назначение Председателя

Правительство формируется на неопределенный срок, но оно обязано прекращать свою деятельность с избранием нового президента. Глава 6 Конституции предполагает следующий порядок:

  • Правительство автоматически прекращает свою деятельность в момент сложения полномочий действующего Президента;
  • После избрания выносит на рассмотрение новую кандидатуру Председателя Правительства;
  • В случае утверждения на должность Государственной Думой, новый в недельный срок должен сформировать структуру и обозначить состав кабинета министров.
  • Дума может отклонить кандидата, и тогда Президент получает право единолично назначить Председателя Правительства, при этом процедура предусматривает роспуск Законодательного Собрания.

Правительством руководит Председатель. Из числа министров он назначает нескольких заместителей. Один из них имеет право подписи и может заменить Премьера во время его отсутствия. Другие заместители должны курировать конкретные участки. В их обязанности входит координация работы комиссий, министерств, объединенных в пределах общей проблематики.

Правительство состоит из министров, которых в РФ двадцать два, по числу ведомств. Члены Правительства обязаны соблюдать следующие ограничения:

  • Министры не могут иметь собственный , долю в активах компаний любой организационной формы, вести предпринимательскую деятельность, заниматься любым видом труда за плату, исключение составляют преподавание, творчество и наука;
  • Действующие члены Правительства не могут сесть в кресло депутатов любого уровня, а также получать любые выборные должности в структуре власти или входить в любые попечительские советы;
  • Не допускается быть представителем чьих-либо интересов;
  • Запрещено пользоваться служебным положением с целью собственной популяризации и обогащения;
  • Члену правительства нельзя использовать собственные средства или средства спонсоров, меценатов для осуществления профессиональной деятельности;
  • С 2013 года министрам запрещено иметь депозиты в иностранных банках или финансовые активы зарубежных компаний.

Полномочия и ответственность

Функции Правительства – это реализация положений внутренней политики и регулирование внешнего курса, вопросы общественной, социальной и экономической жизни, обеспечение строгого соблюдения действующих законов и разработка целевых программ. Правительство наделено следующими полномочиями, позволяющими решать поставленные задачи:


За результаты и итоги своей работы Правительство отвечает перед Президентом и Законодательным Собранием. Ежегодно оно должно представлять Думе отчет о проделанной работе. В рабочем порядке по требованию законодателей предоставлять им информацию о ходе процесса разработки нормативных актов в пределах, ограниченных компетенцией.

Структура федеральных органов исполнительной власти

Региональные правительства являются частью структуры исполнительной власти. Они наделяются полномочиями по решению федерального Правительства, если Конституция не содержит норм, запрещающих этого. Местные собрания министров также могут частично передавать Правительству РФ свои функции, когда это соответствует нормам права и сформулировано в соответствующем соглашении.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш