Самоподготовка уроков в коррекционной школе. План-конспект занятия самоподготовки в коррекционной школе VIII вида План самоподготовки в коррекционной школе

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) школа- интернат р.п. Квиток»

план – конспект

открытой самоподготовки

4 – 7 классы

Воспитатель Куфякова Е.А.

Самоподготовка

план – конспект

Цели, задачи:

Формировать у детей умение и навыки самостоятельной деятельности;

Повторение и закрепление изученного на уроке материала;

- развивать познавательные способности;

Способствовать коррекции психических процессов: логического мышления, развитию памяти, устойчивого внимания;

воспитывать аккуратность, целеустремлённость, желание довести дело до конца, умение действовать в соответствии с поставленной задачей.

Подготовительный этап

Проверить санитарное состояние класса:

проветривание класса;

Правильное и достаточное освещение;

Соответствие учебных парт росту учащихся;

наличие книг для закончивших самоподготовку раньше остальных

Наглядный материал:

Карточки с таблицей «х»

Карточки для индивидуальной работы

Карточки с падежами

Карточки с кроссвордами

Конверты с разноцветными шарами

Учебники, тетради.

1. Орг. момент

Воспитатель:

Прозвенел звонок, пора начинать самоподготовку. Сегодня, ребята, у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. (дети здороваются с гостями)

Ребята, я прошу вас проверить, достаточно ли хорошо вы подготовили свое рабочее место. У всех ли на партах полный порядок и лежит все необходимое для работы?

На вас надеюсь я друзья,

Мы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

А теперь тихонечко садитесь каждый на свое место.(3 мин )

Повторяем правила самоподготовки: правило «3 – х «Я»». (Я сам выполняю. Я сам проверяю. Я сам оцениваю)

2.Постановка задач.

Перед вами стоит задача закрепить те знания, которые вы получили сегодня на уроках и подготовиться к завтрашним урокам, чтобы быть спокойными и уверенными в своих силах.

3.Давайте сначала поиграем: я предлагаю вам игру на внимание.

- Ребята, задание будет такое: возьмите карандаш и соединяйте числа, которые я буду называть. И так будьте внимательны; 22, 10, 3, 17, 15, 20, 19, 14, 25, 6, 7, 8, 24, 1, 12, 2, 21, 9, 4, 13. А теперь заштрихуйте квадратики где написаны числа, которые я не назвала. (должны остаться числа 11,18,5,16,23) , у кого заштрихованы эти числа, тот справился с заданием и был предельно внимателен. (5мин )

4.Сейчас вы будете выполнять домашнее задания. Какой завтра день недели? По каким предметам задали уроки? (отвечают дети)

Математика, чтение. Определить порядок выполнения.

Перед выполнением домашнего задания давайте повторим таблицу умножения на 4, 5. (Толя Б. Выполняет по карточке) Демонстрационные карточки. (5 мин )

Найдите задание в учебнике, поставьте пальчик. Прочитайте вслух задание (Дима)

Задание вы разбирали на уроке с учителем, подобное делали на уроке. Повторяем единые орф. требования (сколько клеточек отступаем от классной работы, сколько клеточек отступаем от «домашней работы»).

В тетрадях старайтесь писать красиво, аккуратно. Выполняйте,

Если вам будет что – то не понятно поднимите руку.

(Самостоятельная работа детей, помощь воспитателя по мере затруднения). Индивидуальная работа Толя Б, Ислам

Кто решил примеры, внимательно проверьте ещё раз.

А теперь давайте проверим вместе. Какой ответ у вас получился в первом примере (Вадим, Ислам,) …Во втором примере (Алёша И, Дима) и так далее.

( 10 мин ).

Итак: Ислам молодец очень красиво и аккуратно написал, а Вадим сделал вперёд всех и тоже красиво написал и правильно посчитал примеры (продемонстрировать работу Ислама и Вадима классу)

Сейчас мы будем делать уроки по чтению.

Математика, русский язык, география. Определить порядок выполнения.

Ребята, что вам задано по математике?

Задание вы разбирали на уроке с учителем, подобное делали на уроке. Перед выполнением домашнего задания давайте повторим таблицу умножения на 7,8. (Демонстрационные карточки) (3 мин )

Если вам будет что – то не понятно поднимите руку. Индивидуальная работа Толя Д.

В тетрадях старайтесь писать красиво, аккуратно. Самостоятельная работа детей, (помощь воспитателя по мере затруднения) Контроль над работой детей. Организовать самопроверку. Подвести промежуточный итог. (7 мин )

Переходим к выполнению д. з по русскому языку. Повторите падежи и подежные вопросы (по карточкам).

Прочитайте задание, на уроке с учителем вы его разбирали. Если вам будет что то не понятно поднимите руку.

Откройте тетради, выполняйте задания самостоятельно.

Индивидуальная помощь учащимся по мере затруднения. Контроль над работой детей. Самостоятельная проверка своей работы

Физ. минутка

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали…

Потянулись, покружились,

Влево, вправо наклонились,

Руки, вытянув, присели,

Встали, улыбнулись, сели

( 3 мин )

Продолжение работы. Организовать самопроверку. Подвести промежуточный итог.(7мин )

Приступайте к устному предмету, география.

Выяснить, что задано по предмету, нацелить детей на внимательное изучение темы приготовиться ответить на вопросы. Самостоятельная работа детей. (5мин ) Проверка изученного материала, с помощью ответов на вопросы.(5 мин )

Примечание: в течение всей самоподготовки воспитатель следит за осанкой детей!

5. ИТОГ .

Мы сегодня повторили и закрепили материал. Что делали по математике, чтению, русскому языку географии (7кл)? А какие задания ещё выполняли? С работой справились?

Рефлексия: «Оцени свою работу».

А сейчас, ребята каждый из вас оценит свою работу и ответит на вопрос «Доволен ли я своей сегодняшней работой?». Я попрошу вас подумать, а затем взять и повесить на нашу ёлку такой шарик какое у вас впечатление от вашей работы: красный – отличное; жёлтый – хорошее; синий – «я мог бы сделать лучше». Всё понятно? Скажите, вы выполнили правило «3х – Я»? Вы работу выполнили, вы её проверили и вы её оценили.

И если посмотреть на нашу ёлочку – вы довольны сегодняшней работой. Молодцы! А я довольна вами, и тоже добавлю красный шарик.

Занятие окончено.

Спасибо вам большое за старание, а гостям за внимание! (5 мин )

Именительный (кто? Что?)

Родительный (кого? Чего?)

Дательный (кому? Чему?)

Винительный (кого? Что?)

Тварительный (кам? Чем?)

Предложный (о ком? О чём?)

Я отлично поработал

Я хорошо поработал

Я мог бы сделать лучше

Пояснительная записка

В коррекционной школе самоподготовка – одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.

Цель самоподготовки – формирование навыков самостоятельной работы учащихся.

ЗАДАЧИ

    Закрепление и совершенствование знаний, полученных на уроке

    Формирование у обучающихся умения самостоятельно трудиться

    Учить определять порядок выполнения домашнего задания

    Дифференциальный подход к ученикам по рекомендации учителя

    Воспитание у детей добросовестного отношения к выполнению задания

    Научить работать детей в коллективе

    Развивать чувство времени, строго соблюдая режим работы (во время начинать и заканчивать самоподготовку, делать перерывы)

    Воспитание у детей упорства, целеустремленности и любви к учению

    Развивать активность и интерес к выполнению работы

    Ответственное отношение к выполнению домашних заданий

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОПОДГОТОВКИ

Основное требования:

Разрыв между уроками 1,5-2 часа

1 класс - первое полугодие домашнее задание не дается, но 30 минут ежедневно в игровой форме проводятся задания, связанные с лепкой, рисованием, простейшими счетными операциями (желательно на свежем воздухе)

Дозировка

1 класс ( второе полугодие) – 30 минут;

2-4 класс – 45 минут;

5- 6 класс – 1,5 часа (через 45 минут перерыв)

7-9 класс – 2 часа (через 45 минут перерыв)

Объем домашнего задания

Для сильных учащихся чуть больше половины того, что выполнили на уроке, для слабых учащихся 1/ 3 выполненного на уроке.

ЭТАПЫ САМОПОДГОТОВКИ

1. Подготовительный: ( влажная уборка класса, проветривание, подготовка доски и рабочего места

2. Организационный :

(Настроить детей на самостоятельное выполнение домашнего задания, работать аккуратно).

3. Работа с дневниками:

(Начиная с третьего класса, во 2 классе вспоминают по учебнику, открываю страницу по закладке).

4. Разминка ума: (в начальных классах 2- 3 мин.) дидактическая игра, игровое упражнение или логопедическая минутка, предшествующая соответствующему предмету)

5. Повторение правил, по которым будут выполнять задание

6. Самостоятельная работа:

Первым выполняется тот предмет, который наиболее сложный (чаще с математики или русского языка). Далее идут устные предметы (чтение тихим голосом, ответы на вопросы детей должен дать воспитатель). Педагог проводит индивидуальную работу со слабыми обучающимися, координирует поведение детей; возбудимых – сдерживает от поспешности, медлительных – побуждает к деятельности, неуверенных – подбадривает. Следит за осанкой.

7. Физкультминутка.

8. Проверка домашнего задания

Если большинство детей не поняли материал, то он не выполняется.

СХЕМА АНАЛИЗА ПРОВЕДЕНИЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Объём домашней работы и доступность детям (1/3 содержания урока по сложности не должны превышать, даются подобные задания и выполняются на уроке).

2. Приёмы работы воспитателя, настраивающие детей на самостоятельное выполнение домашнего задания.

3. Отношение к выполнению домашнего задания (по предметам).

4. Занятость обучающихся на самоподготовке (тем кто успел выполнить домашнее задание либо игра, либо чтение книг).

5. Самостоятельность обучающихся при выполнении домашнего задания.

6. Работа воспитателя по предупреждению ошибок.(повторить правила, игра и т.д.)

7. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода.

8. Особенности работы с отдельными детьми и её результативность.

9. Коррекционная направленность методов и приёмов работы воспитателя, используемых в ходе работы.

10. Качество выполнения домашнего задания ребятами.

11. Соблюдение охранительного режима (Физкультминутка).

12. Роль личности воспитателя (Внешний вид, отношение с детьми, манера держаться, умение предупреждать и ликвидировать конфликтные ситуации, владение дисциплиной).

13. Выводы и общие оценки.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ САМОПОДГОТОВКИ

Младшие классы:

    «Разминка ума» - 1-2 минуты (пройденный материал повторяется в игровой форме)

    Воспроизведение домашних заданий по предметам (ученик должен сказать сам, что задано и как выполнять)

    Повторение правил, по которым будут выполнять упражнение.

    Самостоятельная работа учащихся (объяснять всему классу воспитатель не должен)

    Проверка: а) фронтальная

6. Итог: а) аккуратность и быстрота выполнения

б) самостоятельность выполнения

Старшие классы:

    Воспроизведение домашнего задания по 2-3 предметам, т.е. выполнение по тем предметам, которые надо выполнить за первый час

    Повторение последовательности выполнения письменных и устных заданий.

    Самостоятельная работа (необходимость ограничивать по времени выполнение задания)

    Проверка а) фронтальная

б) углубленная (предлагает досконально проверить то, что задано у 2-3 человек)

Методы проверки выполнения домашнего задания

Просмотр письменного задания

Устный опрос по вопросам учебника или по вопросам, рекомендованным учителем

Опрос парами

Игровая форма (конкурсы, соревнования, викторина)

    Итог: а) аккуратность и быстрота выполнения

б) самостоятельность выполнения.

Со второго класса организуются группы доверия.

СТРУКТУРА САМОПОДГОТОВКИ

Младшие классы

I. Организационный момент (подготовка оборудования и рабочего места).

II. Вводная часть (психологический настрой). Воспитатель в игровой форме нацеливает детей на выполнение домашнего задания.

III. Самостоятельная работа учащихся. Следует отметить, что она не должна носить коллективный характер. На этом этапе дети выполняют домашнее задание, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

IV. Проверка. Осуществляется после каждого предмета

Старшие классы

    Организационный момент

Работа дежурного, организация рабочего места, повторить время, число, месяц, день недели

    Психологический настрой учащихся на учебную деятельность

Воспроизведение домашнего задания по дневникам

Нацеливание на выполнение домашнего задания

Работа групп взаимоконтроля

Разминка ума: с 7-9 классами не проводится, или подобрать материал по возрасту

Повторение правил и памяток проведения самоподготовки.

3. Самостоятельная работа

По отдельным предметам. С 5 класса самостоятельный переход от предмета к предмету.

    Проверка домашнего задания.

Поэтапная

Выборочная

Разнообразие форм контроля: взаимоконтроль, фронтальная проверка, углубленная проверка двух, трех детей, привлечение в помощь воспитателю сильных детей.

ТРЕБОВАНИЯ К САМОПОДГОТОВК Е

    Обязательная связь воспитателя и учителя (тетрадь взаимосвязи, взаимопосещение раз в месяц)

    Объем домашнего задания (1/3 от классной работы)

    Разумное чередование предметов при выполнении домашнего задания

    Индивидуальный и дифференциальный подход к обучающимся в ходе работы.

    Соблюдение охранительного педагогического режима

    Требование методики.

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ

Чтение

2. Когда прочитал рассказ, закрой книгу и перескажи про себя главное из

прочитанного.

3. Попробуй ответить на вопросы, которые даны в учебнике к прочитанному

рассказу или составленному учителем. Если не сможешь ответить прочитай

рассказ снова.

Письмо

1. Прочитай внимательно задание.

2. Вспомните на какое правило дано задание. Если забыл, найди это правило

в учебнике или тетради и повтори.

3. Сначала прочитай всё предложение, а затем запиши его в тетрадь.

4. Если нашёл ошибку, аккуратно исправь её, зачеркни неверную букву

(слово) и сверху напиши верную букву (слово).

Математика

1. Открой учебник на нужной странице и тетрадь с классной работой. Сначала повтори пройденное правило, затем посмотри, как решились задачи в классе.

2. Прочитай 2 раза условие заданной задачи, обрати внимание на содержание и числовые данные.

3. Повтори про себя условие задачи, если что либо забыл прочитай ещё раз.

4. Запиши сокращенное условие задачи.

5. Определи, что необходимо знать для получения ответа на основной вопрос задачи.

6. Раньше сформируй вопрос к действию, а потом его выполняй.

7. Перед решением примеров повтори необходимое правило, посмотри в тетрадь, как решились такие же примеры в классе.

8. Закончив выполнение задания, проверьте правильно ли оно выполнено.

9. Найденную ошибку зачеркни и сверху напиши правильный ответ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗМИНУТОК

Первые признаки утомления во время самоподготовки в группе продленного дня служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внима ние, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работос пособность. Физкультминутки могут быть использованы всеми воспитателями, особенно в младших классах. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосуди стую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внут ренних органов, улучшают работоспособность нервной системы. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут и включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Требования к проведению физкультминуток:

    комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, их результативность;

    физкультминутка проводится на начальном этапе утомления, положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их проведение не дает желаемого результата;

    предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;

    для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать обучающихся в другой режим деятельности.

Виды физкультминуток:

    упражнения для снятия общего или локального утомления;

    упражнения для кистей рук;

    гимнастика для глаз;

    гимнастика для улучшения слуха;

    упражнения для профилактики плоскостопия;

    упражнения, корректирующие осанку;

    дыхательная гимнастика.

При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки:

    подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;

    увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (не учитывается степень утомления детей);

    выполнение движений с недостаточной амплитудой движений.

Требования к самоподготовке в коррекционной школе.

Выполнение домашних заданий является одной из основных форм самостоятельной учебной работы учащихся. В процессе выполнения домашних заданий осуществляется дальнейшее закрепление и совершенствование умений и навыков, приобретенных на уроке.

В условиях школы-интерната домашние задания выполняются воспитанниками самостоятельно под контролем педагога. По своей значимости самоподготовка является вторым режимным моментом после учебной работы на уроке. Успешное проведение самоподготовки способствует решению одной из главных задач вспомогательной школы - формированию у воспитанников умения самостоятельно трудиться.

С решением этой задачи связаны коррекционно-воспитательные цели и задачи самоподготовки:

1. Воспитание у детей добросовестного отношения к выполнению задания.

2. Формирование у воспитанников устойчивого желания самостоятельно трудиться, пробуждение у них чувства долга по отношению друг к другу, к коллективу группы, к учителю и воспитателю.

3. Воспитание упорства, усердия, целеустремленности, воли и любви к учению.

4. Развитие у воспитанников активности и интереса к выполняемой работе.

5. Воспитание чувства ответственности, формирование умения работать в коллективе.

К задачам воспитателя при проведении самоподготовки относится также формирование у учащихся умения распределять время, отведенное на самоподготовку, и определять порядок выполнения домашних заданий, воспитание у них чувства взаимопомощи и доброжелательного отношения к товарищам.

Перечисленные воспитательные цели и задачи связаны непосредственно с обязанностями воспитателя, которые определены в «Типовом положении о специальной общеобразовательной школе-интернате (школе) для умственно отсталых детей (вспомогательной школе)» и в «Уставе средней общеобразовательной школы»: воспитатель прививает детям любовь к труду, наблюдает за своевременным приготовлением домашних заданий, оказывает им помощь в учении и в разумной организации досуга.

Самоподготовка во вспомогательной школе-интернате по сути является продолжением учебного процесса, однако значительно отличается от урока методикой организации и проведения. Если основное дело учителя - дать учащимся систематические знания, сформировать навыки самостоятельной работы, то главная задача воспитателя - закреплять у воспитанников знания, полученные на уроках, научить их работать в коллективе, строго соблюдать режим работы (вовремя начинать и заканчивать самоподготовку, делать перерывы, воспитывать чувство времени, сознательное отношение к выполнению домашних заданий).

Успех выполнения домашнего задания в значительной мере зависит от качества его разъяснения на уроке.

Во вспомогательной школе высокое качество урока является важнейшим условием эффективной работы воспитанников в процессе самоподготовки.

Непременным условием и залогом успешного выполнения домашних заданий являются все описанные выше формы взаимосвязи в работе учителя и воспитателя.

Одним из условий успешной самоподготовки является оптимальная дозировка , домашних заданий. Кроме того, задание должно быть доступно умственно отсталым детям, рассчитано на самостоятельное выполнение ими и невелико по объему . При выполнении непомерно больших заданий дети вынуждены спешить, нервничают, приучаются к небрежности и безответственности. Во вспомогательной школе-интернате есть дети, которые нуждаются в индивидуальной дозировке домашних заданий, особенно в младших классах. Например, в тех случаях, когда у ученика нарушена моторика и он медленнее других пишет, объем письменного задания следует несколько уменьшить. Если ученик заторможен, слабо владеет счетом, ему нужно дать меньшее количество примеров, так как, не желая отставать от других детей группы, он в спешке будет делать много ошибок, переживать; в результате у него выработается отрицательное отношение к самостоятельной работе и к учению вообще,

Воспитатель осуществляет также в соответствии с рекомендациями учителя дифференцированный подход к ученикам в процессе самоподготовки.

При определении времени, необходимого для выполнения домашних заданий умственно отсталыми учениками, учитываются объем и сложность задания, степень изученности на уроке заданного учебного материала, функция домашних заданий (закрепление знаний, умений, навыков, полученных на уроке), а также использование наглядных пособий и дидактического материала.

Сложность домашнего задания не должна превышать сложности заданий, выполненных в классе под руководством учителя, а объем задания должен составлять примерно одну треть объема учебной работы на уроке.

«Типовым положением о специальной общеобразовательной школе-интернате (школе) для умственно отсталых детей (вспомогательной школе)» установлена следующая продолжительность самоподготовки для учащихся различных классов:

I класс - в первом полугодии домашние задания не даются; во втором полугодии - 30-40 мин;

II-III классы - до 1 ч;

IV-V классы - до 1,5 ч;

VI-VIII классы - до 2 ч.

Эти сроки являются максимальными. У опытных воспитателей при условии реализации индивидуального и дифференцированного подхода большинство умственно отсталых школьников успевают выполнить домашние задания за более короткое время.

Решающее значение для эффективности проведения самоподготовки имеет строгое соблюдение режима дня, чередование труда и отдыха детей, достаточное пребывание их на воздухе, проведение физкультминутки.

Немаловажное значение имеет и организация самоподготовки. Время выполнения домашних заданий должно быть твердо установлено. При ежедневных регулярных занятиях, начинающихся в одни и те же часы, у детей вырабатывается привычка к систематической, самостоятельной работе, что способствует формированию у них ответственного отношения к самоподготовке.

Опыт, накопленный вспомогательными школами-интернатами, показывает, что самоподготовку лучше всего проводить после прогулки, включающей игры и спортивные развлечения со средней нагрузкой.

В большинстве школ-интернатов домашние задания воспитанники выполняют в тех же классных комнатах, где проходят уроки, за своей партой. Класс или другое помещение для занятий должны быть чистыми и проветренными. За воспитанниками закрепляются постоянные рабочие места. Дежурные протирают парты, подметают пол, по указанию воспитателя развешивают карты, таблицы, картины, другие наглядные пособия, которые понадобятся при выполнении заданий. На специальном столе раскладывают справочники, дидактические материалы, запасные учебные принадлежности, книги для внеклассного и дополнительного чтения, которые заранее подбирают учитель и воспитатель.

Постепенно учащиеся, привыкают ежедневно перед началом самоподготовки просматривать расписание уроков на следующий день и заранее подготавливать все необходимое для выполнения домашних заданий. Учебники, тетради и пособия они раскладывают в нужной последовательности, в соответствии с порядком выполнения заданий по учебным предметам.

Во время самоподготовки основная обязанность воспитателя - создать условия для самостоятельной работы детей.

Однако изучение методов проведения самоподготовки в различных школах-интернатах показывает, что воспитатель часто подменяет учителя и превращает самоподготовку в урок: проводит фронтальное объяснение домашнего задания, после чего учащиеся приступают к его выполнению.

Воспитатель не должен проводить фронтальное объяснение, но это не означает, что он только присутствует при самоподготовке. Воспитатель создает рабочую обстановку в группе, закрепляет умения детей работать с учебником, пособиями, рационально распределять время, планировать работу, учит их работать, не мешая товарищам, аккуратно и добросовестно выполнять домашние задания, следит за их посадкой, приучает детей организованно садиться на свои места, быстро включаться в работу.

В младших классах воспитатель постоянно контролирует воспитанников, пока они не овладеют всеми перечисленными умениями. В начале самоподготовки в I, II классах он спрашивает двух - четырех учеников, что им задано, просит показать строчки, которые нужно читать или переписывать, примеры, которые они должны решать, проверяет, правильно ли дети нашли задание в учебнике, заложили закладку. Воспитатель регулирует темп работы, устанавливает последовательность выполнения домашних заданий по предметам, проверяет индивидуальные задания, отмечает детей, которые быстро и хорошо подготовились к занятиям. Размер помощи воспитанникам со стороны воспитателя уменьшается по мере усвоения детьми навыков самостоятельной работы.

В процессе самоподготовки воспитателю приходится сталкиваться с различными отклонениями в поведении и с низкой работоспособностью умственно отсталых детей. В связи с этим главной задачей является развитие у них устойчивого внимания и целенаправленности, без которых вообще невозможно обучение и формирование навыков самостоятельной учебной работы.

Большинство учащихся вспомогательной школы, особенно в первое время, нуждаются в постоянном наблюдении. Воспитатель должен обладать педагогическим мастерством, чтобы научить детей готовить уроки, но самому не превратиться в опекуна, не воспитать у них иждивенческие привычки, потребность ежеминутно обращаться за помощью; нужно лишить воспитанников надежды на то, что воспитатель будет за них думать, выполнять их работу.

Самое опасное, когда помощь учащимся при выполнении домашних заданий выражается в натаскивании, подсказке. Совершенно недопустимо делать что-либо за ученика: приписывать, подрисовывать, читать ему задачу и т. п. В этих случаях воспитатель, сам того не желая, препятствует формированию у детей такого важнейшего качества, как самостоятельность. Поэтому не следует по первой просьбе приходить на помощь ученику, так как просьба может превратиться в требование, а помощь воспитателя - в привычку.

Если, воспитанник не справляется с заданием, воспитатель предлагает ему вспомнить или прочитать по учебнику нужное правило, посмотреть в тетради аналогичный пример, задает наводящий вопрос, указывает на допущенную ошибку, обращает внимание на соответствующее наглядное пособие. Слабых учеников следует постоянно подбадривать, внушать им уверенность в своих силах, учить их преодолевать трудности.

Если с домашним заданием не справляются многие ученики, то выполнение этого задания следует приостановить и на следующий день сообщить об этом учителю. Фронтальное объяснение учебного материала, как уже было сказано выше, воспитатель не проводит.

Воспитатель оказывает ученикам в основном индивидуальную помощь; ее характер зависит от психофизических особенностей каждого воспитанника, от причин, вследствие которых он не справляется с работой.

В формировании навыков самостоятельного выполнения домашних заданий помощь ученикам могут оказать правила (памятки), которые должны соблюдаться во время самоподготовки. Их вывешивают в классе на видном месте. Правила, предназначенные для младших школьников, должны быть краткими, конкретными по содержанию; они записываются крупными буквами и красочно оформляются. Приведем примеры таких правил.

Правила самоподготовки по чтению.

2. Когда прочитал рассказ, закрой книгу и перескажи про себя главное из прочитанного.

3. Попробуй ответить на вопросы, которые даны в учебнике к прочитанному рассказу или составлены учителем. Если не сможешь ответить на какой-либо вопрос, прочитай рассказ снова.

Правила самоподготовки по родному языку.

1. Внимательно прочитай задание.

2. Вспомни, на какое правило дано задание. Если забыл, найди это правило в учебнике или в тетради и повтори.

3. Сначала прочитай все предложения, а затем запиши их в тетрадь.

4. Закончив выполнение задания, проверь, правильно ли оно выполнено.

5. Если нашел ошибку, аккуратно исправь ее: зачеркни неверную букву (слово) и сверху напиши нужную букву.

Правила самоподготовки по математике.

1. Открой учебник на нужной странице и тетрадь с классной работой. Сначала повтори пройденное правило, затем посмотри, как решались задачи в классе.

2. Прочитай два раза условие заданной задачи, обрати внимание на содержание и числовые данные.

3. Повтори про себя условие задачи и, если что-либо забыл, прочитай еще раз.

4. Запиши сокращенно условие задачи.

5. Определи, что необходимо знать для получения ответа на основной вопрос задачи.

6. Раньше сформулируй вопрос к действию, а потом его выполняй.

7. Перед решением примеров повтори необходимое правило. Посмотри в тетради, как решались такие же примеры в классе.

8. Закончив выполнение задания, проверь, правильно ли оно выполнено.

9. Найденную ошибку аккуратно зачеркни и сверху напиши правильное число.

Правила выполнения устных заданий по различным предметам.

1. Открой книгу на нужной странице и прочитай заглавие статьи.

2. Вспомни, что объяснял учитель на уроке.

3. Сначала прочитай не спеша весь текст и вдумайся в его содержание.

4. Прочти текст еще раз и раздели его на отдельные части.

5. Прочитай каждую часть и определи, что в ней является главным.

6. Перескажи своими словами каждую часть.

7. Ответь на вопросы к тексту.

8. Готовя уроки по географии и истории, пользуйся картой, а по естествознанию - имеющимися наглядными пособиями.

По мере овладения письмом ученики со II класса начинают вести дневник, значение которого для успешного проведения самоподготовки трудно переоценить. Во II классе ученики пишут еще медленно, но и домашние задания им даются несложные; они записывают в дневниках номера страниц учебника, упражнений, задач, примеров. Учитель внимательно проверяет сделанные записи.

Ведение дневника способствует воспитанию у учащихся самостоятельности, чувства ответственности, выработке навыков самоконтроля. Дети уже не рассчитывают на то, что воспитатель перед началом самоподготовки напишет на доске домашнее задание.

Своеобразие самоподготовки в отличие от учебной деятельности в классе состоит в том, что в процессе этой работы в наибольшей степени проявляется самостоятельность воспитанников. И чем старше дети, тем выше уровень их самостоятельности при выполнении домашних заданий.

В I-III классах воспитатель устанавливает продолжительность и последовательность выполнения заданий по различным предметам. Наблюдая за работой учащихся, он фиксирует производительно затраченное время и сообщает детям полученные результаты. Одни воспитатели во время самоподготовки ставят часы на видное место, другие устанавливают или подвешивают к классной доске деревянную или картонную модель часов и через каждые. 10 мин передвигают стрелки. Это способствует развитию у детей чувства времени, приучает их дорожить временем, экономить его. Однако при использовании описанных приемов необходимо соблюдать индивидуальный подход, так как некоторые ученики постоянно торопятся и выполняют задания небрежно, с ошибками. Таких детей следует сдерживать, учить работать не спеша и внимательно.

В IV-VIII классах ученики становятся более самостоятельными. Большинство из них умеют планировать свою работу, распределять время, отведенное на выполнение заданий, между учебными предметами. Закончив выполнение одного задания, они самостоятельно переходят к следующему заданию и сами устанавливают последовательность выполнения заданий, однако воспитатель контролирует их, определяет, насколько эта последовательность целесообразна и отвечает требованиям рациональной организации учебного труда.

С какого предмета следует начинать выполнение домашнего задания?

Опыт и исследования показывают, что умственно отсталые дети, приступая к занятиям, не сразу начинают работать в полную силу. Первые несколько минут они втягиваются в работу, а затем наступает время наиболее продуктивного труда. Эту особенность следует учитывать. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно начинать выполнение домашнего задания с предмета средней трудности, а потом переходить к самому трудоемкому заданию. В одних случаях это может быть математика, в других - родной язык. Как правило, дети выполняют сначала письменные задания, а затем устные. Но можно их и чередовать в зависимости от объема и содержания задания, наличия наглядных пособий и дидактического материала.

Задача воспитателя - приучить детей, приступая к выполнению домашнего задания, повторять правила на заданную тему, просматривать аналогичную письменную работу, пользоваться правилами (памятками), а также научить их работать с учебником.

Учащиеся I-III классов работают без перерыва, так как все учебные задания ими должны быть выполнены не более чем за один час. В IV-VIII классах время, отведенное на самоподготовку, составляет больше одного часа. Поэтому после завершения определенного этапа работы, примерно через 40-45 мин после начала занятий, устраивается небольшой перерыв.

Как степень помощи воспитанникам, оказываемой воспитателем, так и виды контроля за выполнением домашних заданий изменяются по мере овладения детьми навыками самостоятельной работы.

Для проверки выполненных заданий применяются различные способы: самоконтроль, взаимопроверка, связанная со взаимопомощью, контроль со стороны воспитателя. От умения школьников проверить выполненное задание в значительной степени зависит эффективность самоподготовки. Поэтому воспитатель продумывает и включает в план занятий не только содержание, формы и методы оказания помощи ученикам, но и различные способы проверки, которые будут использованы во время самоподготовки.

Например, осуществляя контроль за выполнением грамматических упражнений, дети проверяют написание отдельных слов и предложений по букварю, учебнику, орфографическому словарю. При решении примеров для проверки ответов ученики производят обратные вычисления, а при решении задач сравнивают полученный результат с ответом в учебнике. Проверяя правильность ответов на вопросы по географии, естествознанию, истории, следует обращаться к картам, таблицам, иллюстрациям и т. п.

С приемами самоконтроля учащихся в первую очередь знакомят на уроке, а воспитатель постоянно закрепляет их умение контролировать свою работу, подчеркивает важность самопроверки, ее необходимость.

Неумение проверить домашнее задание часто связано у умственно отсталых детей с невнимательным чтением; они механически прочитывают слова, не фиксируя внимание на их написании. Воспитатель показывает с помощью доступных примеров, что самопроверка помогает лучше запоминать правила. Пользуясь интересом детей к проверке работы товарищей, он объясняет им, что, после того как они научатся проверять свои работы, можно будет организовать взаимопроверку.

Взаимопроверку воспитатель организует сначала по устным предметам среди сильных и средних учеников. Дети читают наизусть друг другу стихотворение или пересказывают прочитанный текст, поправляют друг друга, отвечают на вопросы к статьям. Часто даются задания творческого характера: найти в тексте описание природы, выделить сравнения, подобрать подпись к иллюстрации в учебнике и др. Такого рода задания способствуют выработке навыков самостоятельной работы. В процессе взаимопроверки эти навыки, закрепляются особенно успешно. Дети становятся внимательнее, возрастают их активность и интерес к занятиям. Они учатся критически относиться к своей работе и к работе одноклассников.

Систематическое проведение взаимопроверки способствует воспитанию у детей привычки помогать друг другу, доброжелательного отношения к товарищам. Поэтому воспитатель прикрепляет более сильных учеников к слабоуспевающим.

Контроль со стороны воспитателя - это прежде всего систематическое наблюдение за работой детей. Воспитатель просматривает письменные работы учащихся; с теми детьми, которые слабо читают, .занимается индивидуально, по устным предметам проверяет правильность ответов на вопросы, которые даны в учебнике или составлены учителем. Воспитателю самому не следует составлять вопросы к текстам, так как необдуманные формулировки вопросов могут привести к односложным ответам, к снижению уровня усвоения материала. Не следует также заставлять учащихся учить текст статей дословно. В тех случаях, когда было дано задание докончить или сделать какую-либо практическую работу или рисунок, воспитатель характеризует качество выполненной работы, но не ставит оценку.

Следует иметь в виду, что в связи с индивидуализацией домашних заданий, а также в зависимости от индивидуальных возможностей, уровня знаний, темпа работы ученики заканчивают приготовление уроков в разное время. Поэтому воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы воспитанники, досрочно окончившие работу, не мешали остальным ученикам. Для этого, учитывая индивидуальные наклонности и интересы учеников, заранее подбирают различные занимательные материалы, связанные с чтением, разгадыванием и рисованием.

После окончания самоподготовки воспитатель подводит итоги работы, что всегда вызывает особый интерес у воспитанников. Он отмечает тех, кто быстрее и лучше других справился с работой, оценивает поведение учеников, демонстрирует грамотно и красиво выполненные задания, поощряет похвалой лучших учеников, подбадривает слабоуспевающих.

Такая форма подведения итогов помогает мобилизовать большинство детей на занятия в начале самоподготовки и поддерживать дисциплину в течение всего времени работы группы.

Перед уходом из класса школьники приводят в порядок свое рабочее место: подготавливают все необходимое для уроков на следующий день.

Методика проведения самоподготовки в специальной

(Коррекционной) школе 8 вида.

    Цель и задачи самоподготовки в школе 8 вида.

    Условия эффективности самоподготовки в специальной (коррекционной) школе 8 вида.

    Структура и методика организации самоподготовки.

Цели и задачи самоподготовки в школе 8 вида.

Цели самоподготовки : Иерархия целей работы воспитателя на самоподготовке в специальной (коррекционной) школе 8 вида должна быть следующей:

Формирование у детей умений и навыков самостоятельной деятельности.

Создание условий для закрепления знаний, умений, навыков, полученных на уроках, в самостоятельной работе.

Почему закрепление знаний, умений, навыков оказалось на втором месте? Ведь самоподготовка предназначена именно для выполнения детьми домашних заданий. Это верно, однако в работе воспитателя специальной (коррекционной) школы 8 вида на самоподготовке коррекционная задача выходит на первый план .

В теории обучения и воспитания умственно отсталых детей умение выполнить работу самостоятельно считается показателем качества коррекционной работы . Самостоятельность деятельности обеспечивают общедеятельностные (общеучебные, общетрудовые) умения, к которым относят:

    Умение проанализировать условия задачи и определить способ ее решения (или установить, что способ неизвестен, и решить, к кому или к чему обратиться за помощью);

    Умение планировать свою деятельность;

    Умение контролировать себя в ходе деятельности и оценивать ее конечный результат.

Общедеятельностные умения, обеспечивают человеку возможность уверенно и успешно действовать не только в «штатных» бытовых и профессиональных ситуациях, где можно обойтись автоматизмами, но и при столкновении с посильными для выполнения, но относительно новыми задачами.

Однако вряд ли правильно определять цель самоподготовки как формирование полноценных общедеятельностных умений. Известно, что даже в более доступном для умственно отсталых школьников трудовой деятельности «почти все затруднения у учащихся возникают при столкновении с задачами, для решения которых необходимо произвести умственные действия: ориентироваться в задании, планировать его выполнение, вести контроль, устанавливать и устранять помехи, которые могут привести к браку в работе и т.п.» (Г.М.Дульнев, 1968). Возможности же формирования соответствующих умений в познавательной деятельности, на общеобразовательных предметах, объективно крайне низки. Кроме того, на уроках формированию общеучебных умений часто не уделяется достаточно внимания. Это связано как с тем, что многие педагоги не верят в то, что у умственно отсталых школьников можно сформировать общедеятельностные умения (хотя все специальные методики ориентирую учителя на это), так и отсутствием четких методических рекомендаций по организации данной работы на уроках (особенно ее места в системе работы по теме, разделу, предмету в целом).

Если на уроках умения организовывать деятельность самостоятельно не формируются (или формируются недостаточно), можно ли ожидать, что дети смогут самостоятельно выполнять домашнее задание? Конечно нет. Поэтому в практике работы школ самоподготовка нередко превращается в дополнительный урок под руководством воспитателя. Но это означает, что коррекционная направленность самоподготовки не реализуется.

На самоподготовке мы решаем совершенно конкретную и чрезвычайно важную для реальной трудовой жизни задачу: мы приучаем своего воспитанника действовать по определенному алгоритму организации любой своей деятельности: читать задание, (инструкцию), сверяться с образцом до выполнения работы, просить помощь, если образец « не находится» или не «вспоминается», смотреть на часы во время работы, просматривать выполненную работу. Мы формируем привычки правильной организации работы в условиях относительной самостоятельности. Тем самым мы расширяем тот круг задач, которые выпускник специальной (коррекционной) школы 8 вида будет решать успешно.

Задачи самоподготовки: Конкретизируем задачи самоподготовки, учитывая все сказанное. Задачи связаны с формированием у детей следующих умений, обеспечивающих самостоятельное выполнение домашнего задания:

Умение пользоваться дневником.

Умение ориентироваться в учебном задании: прочитывать задание до начала его выполнения, определять способ его выполнения, пользоваться справочными материалами (правилами, памятками, образцами выполнения заданий).

Обращаться к педагогу за помощью при затруднениях.

Планировать свою деятельность.

Рационально использовать отведенное на самоподготовку время.

Самостоятельно проверять выполненную работу.

Помимо этих задач воспитатель решает на самоподготовке традиционные воспитательные задачи: воспитывает ответственное отношение к учебному труду, активность, настойчивость, готовность прийти на помощь товарищу, умение работать, не мешая другим, дисциплинированность, организованность, внимательность и т.д.

Условия эффективности самоподготовки в специальной (коррекционной) школе 8 вида.

В специальной педагогике к самоподготовке предъявляют ряд требований, соблюдение которых обеспечивает ее эффективность:

    Взаимосвязь в работе учителя и воспитателя

    Соблюдение охранительного педагогического режима.

    Правильная дозировка домашних заданий.

    Дифференцированный подход при определении домашнего задания.

Взаимосвязь в работе учителя и воспитателя .

Учитель и воспитатель должны одинаково понимать цели и задачи самоподготовки. Обязанность учителя – обеспечить возможность самостоятельного выполнения домашнего задания детьми. Воспитатель не занимается на самоподготовке восполнением пробелов в работе учителя (не объясняет материал повторно, не ведет фронтальной работы по закреплению знаний, умений, навыков). Учитель и воспитатель должны наблюдать за деятельностью друг друга и обязательно обсуждать используемые ими способы и приемы воспитания у детей самостоятельности.

Соблюдение охранительного педагогического режима.

    Самоподготовка должна проводиться после полуторачасовой дневной прогулки. В последней трети прогулки воспитатель ограничивает двигательную активность детей, организует спокойные игры, занятия. Непринужденные разговоры.

Учебный статус самоподготовки и воспитательного занятия – разный. Если самоподготовка – это учебный режимный момент. Требующий от детей максимальной сосредоточенности внимания и умственных сил, то занятие в современной методике воспитательной работы рассматривается как организация досуга детей. Если после самоподготовки воспитатель не может организовать детей на занятии, нужно проанализировать режим школы либо пересмотреть нагрузку на самоподготовке (если дети часто бывают невнимательны из-за усталости), либо методику поведения занятия (если они отвлекаются просто из-за того, что им неинтересно). В некоторых случаях такие вопросы решаются на уровне организации воспитательной работы школы в целом.

    Самоподготовка начинается одновременно во всей школе, желательно по звонку.

    В младших классах обязательно проводится физминутка, в старших – десятиминутный перерыв.

    Продолжительность самоподготовки определяется возрастом детей.

В первом классе в первом полугодии домашнее задание не дается, однако детей нужно приучать к тому, что со звонком на самоподготовку они – вместе со всей школой – должны заходить в класс. Как правило, воспитатель организует чтение букваря, либо сам читает детям вслух, либо проводит развивающие игры.

Во втором полугодии первого класса самоподготовка длиться 30-40 минут.

Во втором-четвертом классах – до часу.

В старших классах – до полутора часов.

Правильная дозировка домашних заданий .

При определении домашнего задания учитель руководствуется следующими правилами:

На дом задается только то, что объяснено, хорошо понятно учениками и может быть выполнено ими самостоятельно, без посторонней помощи.

Объем задания составляет треть от выполненного (именно выполненного, а не запланированного) на уроке.

Нужно учитывать, что в младших классах дается задание только по одному письменному предмету в день (или русский язык, или математика), задание по чтению дается каждый день.

Сложнее обстоит дело в старших классах. Хотя завуч составляет расписание таким образом, чтобы детям нужно было готовить не более трех-четырех учебных предметов в день, желательно, чтобы учителя, особенно русского языка и математики, знали расписание класса и согласовывали друг с другом объем домашнего задания.

Задания должны быть разнообразными, особенно по устным предметам. Нельзя, например, на каждом уроке давать задание «прочитать и пересказать». Домашняя работа должна включать работу с текстом и рисунками учебника (чтение, ответы на вопросы, выборочные задания, заполнение таблиц, пересказ и др.), практические задания, подготовку индивидуальных сообщений.

Учитель истории, географии, естествознания должен знать требования программы по чтению (какую работу с текстом, какой вид пересказа можно задавать).

Дифференцированный подход.

В школе 8 вида домашнее задание дается дифференцированно, причем не иолько по объему, но и по сложности.

    Как правило, это означает, что дети второй и третьей группы по педагогической дифференциации, разработанной коллективом под руководством В.В. Воронковой, получают задание, аналогичное хорошо разобранному и успешно выполненному на уроке.

    Именно для второй и третьей групп задание может варьироваться по объему.

    Дети первой, наиболее успешной по обучаемости, группы могут получить задание, предполагающее несколько большую самостоятельность выполнения.

    Учащиеся самой «слабой», четвертой, группы должны выполнять дома репродуктивные задания (например, списать текст, а затем подчеркнуть и написать выделенные в нем существительные).

Таким образом, общий принцип дозировки и определения содержания домашнего задания в каждом индивидуальном случае должен быть таким: ребенок должен со всем заданием, во-первых, самостоятельно, во-вторых, за 30-40 минут в начальных классах и 60-80 минут в старших.

Структура и методика организации самоподготовки .

Организационный момент

Дидактическая игра

Работа с дневником

Самостоятельное выполнение домашнего задания детьми.

а/Ориентировка в домашнем задании

б/Выполнение задания

в/самопроверка

Проверка готовности детей к уроку воспитателем

Итог самоподготовки.

До начала самоподготовки.

До начала самоподготовки воспитатель контролирует следующие моменты: санитарное состояние класса; готовность справочных пособий (словарей, памяток); готовность рабочих мест детей,

Учебные принадлежности, книги, дневники, тетради должны готовиться детьми до начала самоподготовки; желательно, чтобы в классе было сменное поручение (дежурного по самоподготовки).

Наличие книг, занимательного материала для закончивших самоподготовку рань остальных.

Организационный момент.

Цель этого этапа – настроить детей на работу. Об успешном проведении организационного момента воспитатель судит по внимательности детей и их готовности к работе. Если все дети сосредоточенно смотрят на воспитателя и готовы его слушать, можно начинать самоподготовку. Чем короче «оргмомент», тем выше мастерство педагога.

Дидактическая игра.

Дидактическая игра проводится в младших классах по одному из заданных предметов. Игру можно проводить как по письменным предметам (тогда она должна быть связана с закрепляемой темой), так и по чтению (на развитие техники чтения). Можно использовать и так называемые развивающие игры: на внимание, сообразительность, память.

В старших классах проведение дидактических игр на самоподготовке не обязательно (хотя и не запрещено).

Этап работы с дневниками .

Этот этап предполагает обучение детей следующим действиям:

    Находить домашнее задание по дневнику;

    Определять рациональную последовательность выполнения заданий;

    Планировать распределение времени на самоподготовке.

Нахождение задания по дневнику .

    Дневники ведутся в школе 8 вида с третьего класса. В первом и втором классах дети находят задание по закладке.

    После введения дневников в течение нескольких самоподготовок воспитатель просматривает записи детей и проверяет, как они находят по ним задание.

    Работа с дневником имеет для ребенка смысл, если он действительно должен найти по нему задание. Поэтому на самоподготовке ни в коем случае нельзя записывать домашнее задание на доске. Дневник взаимосвязи учителя и воспитателя также должен быть недоступен для детей.

    Поскольку домашнее задание в школе 8 вида дается дифференцированно и, как правило, содержит несколько инструкций, записать их все в дневник нереально. Поэтому с первого класса нужно приучать детей аккуратно отмечать детали задания карандашом в учебнике.

Определение последовательности выполнения заданий.

    В первом классе на этапе нахождения домашнего задания воспитатель объясняет, что первым выполняется письменный предмет, так как здесь нужно «и читать, и думать, и еще писать, поэтому и внимания нужно больше». Периодически воспитатель возвращается к этому правилу, но теперь спрашивает детей, в какой последовательности они собираются делать домашнюю работу. В остальное время воспитатель следит (наблюдает) за тем, чтобы дети начинали работу с письменного предмета, напоминая правило лишь тем, кто его не соблюдает.

    Нельзя говорить детям, что «чтение легче, чем математика и русского языка». Во-первых, это может спровоцировать неответственное отношение к чтению, во-вторых, для некоторых детей чтение.- самый трудный предмет.

Для закрепления проводятся специальные игры.

    «В гости» приходят Незнайка и Буратино, которые после нахождения домашних заданий предлагают детям свою последовательность работы:

- Давайте, ребята, сначала сделаем чтение, оно ведь полегче, потом – математику, а в конце проведем физминутку.

2. Детей просят объяснить малышам, лесным ученикам и т.п. от лица завуча, врача, родителей, в каком порядке нужно делать домашнее задание.

* В старших классах, когда задаются несколько устных предметов, дети сами определяют, в каком порядке им хочется выполнять работу. В некоторых случаях воспитатель подсказывает ученикам, какой вид работы потребует от них большего напряжения и времени.

Планирование распределения времени.

Более сложная задача – формирование у детей умения распределять время между несколькими заданиями и укладываться в отведенное на самоподготовку время.

    В начальных классах за распределением времени следит воспитатель. Дети должны научиться беречь время, работать не отвлекаясь.

    На этапе работы с дневником воспитатель говорит детям, сколько времени они могут затратить на каждый предмет, чтобы успеть выполнить все задания вовремя.

Младших школьников нужно учить «чувствовать» время. Для этого используются следующие виды работы.

    Приучение детей смотреть на часы во время работы. Уже первоклассники должны знать расположение стрелок, соответствующее началу и концу самоподготовки.

    Использование «символических часов». На большом картонном циферблате воспитатель отмечает цветом сектор, соответствующий отведенному на самоподготовку времени. Передвигая накладные стрелки, он обращает внимание детей на то, сколько прошло и сколько осталось времени.

    Использование картинного «плана самоподготовки», (например, работа с дневником – картинка дневника, дидактическая игра – рисунок мяча и т.д.). Воспитатель знакомит детей с готовым планом или составляет его вместе с детьми. План вывешивается на доске в начале самоподготовки. Во время работы детей воспитатель будет отмечать специальным значком (стрелкой, контурным рисунком будильника и т.п.), на каком этапе находится дети и сколько еще работы осталось.

Самостоятельное выполнение задания детьми .

    Цель этого этапа – приучение детей к самостоятельности, поэтому все действия воспитателя, его слова, поведение направлены на то, чтобы создать у детей ощущение самостоятельной деятельности. Воспитатель может помочь на самоподготовке, но его помощь должна восприниматься детьми как исключение, а не как правило.

    Главное требование на этом этапе – сведение до минимума фронтальной работы и предоставление детям возможности работать в собственном темпе.

    Воспитатель не отвлекает детей, чтобы фронтально «разобрать» задание (это обязанность учителя на уроке!), не организует фронтальную проверку и исправление ошибок (это тоже будет делать учитель). Он не подводит на самоподготовке промежуточный итог после выполнения того или иного предмета.

    Воспитатель не проводит на самоподготовке фронтального объяснения даже в тех случаях, когда большинство детей класса не справляются с заданием. В этих случаях он прекращает выполнение задания по предмету, а в журнале связи учителя и воспитателя пишет, что дети не готовы к самостоятельному выполнению задания.

    Фронтальная работа на самоподготовке должна быть связана только с формированием умений работать самостоятельно.

Например, во втором классе воспитатель объясняет детям, как нужно начинать выполнять письменное задание («алгоритм ориентировки в задании»). В течение нескольких занятий он фронтально закрепляет эти правила. Как только по крайней мере половина детей эти правила (алгоритм) усвоили, воспитатель прекращает читать задание вслух, и только контролирует детей. С теми, кто не следует алгоритму, воспитатель работает индивидуально или по группам. Фронтальное повторение алгоритма необходимо лишь в начале учебного года и четверти.

    Этап самостоятельного выполнения детьми домашнего задания включает три подэтапа для каждого предмета.

Ориентировка в домашнем задании.

Выполнение задания.

Самопроверка.

Ориентировка в домашнем задании .

При выполнении письменных предметов воспитатель приучает детей следовать алгоритму: Прочитать задание (приучаем начинать выполнение любого письменного упражнения с чтения задания и его повторения).

Повторить правило (ребенок должен определить или вспомнить, на какое правило дано задание, найти его в учебнике или на карточке и прочитать).

Посмотреть похожее упражнение в тетради (т.е. найти образец в классной работе).

Записать первые строчки (слова) упражнения.

Проверить себя.

Знакомство детей с алгоритмом осуществляется во втором классе, как только появляются письменные задания, требующие обращения к правилу. Однако уже во втором классе нужно постепенно отказываться от фронтального разбора задания и чтения правила вслух.

Выполнение заданий детьми .

На данном этапе самоподготовки у воспитателя две основных обязанности:

    Индивидуальная работа с отдельными учащимися по заданию учителя (в тех случаях, когда воспитатель владеет специальными методиками обучения и между учителем и воспитателем налажена тесная связь).

    Помощь детям при затруднениях .

При затруднениях детей и просьбах о помощи воспитатель не должен торопиться с подсказками и советами. Сначала используются следующие виды помощи:

3/посмотреть аналогичное задание в классной работе.

Только, если эти виды помощи не помогли, воспитатель указывает на ошибку и помогает вспомнить способ выполнения задания, разобрав аналогичный пример.

Самопроверка.

Цели этого этапа – добиться понимания необходимости проверки своей работы и формирование привычки проверять свою работу.

Не следует завышать возможности детей и ставить на самоподготовке задачу формирования навыков самоконтроля (например, самостоятельно использовать прием выполнения обратного арифметического действия). Но сформировать привычки, например, перечитывать написанное, пересчитывать легкие примеры, вполне можно.

Проверка готовности детей к уроку воспитателем.

По окончании выполнения письменного предмета дети по очереди подходят с тетрадями к столу воспитателя. Проверка письменных работ воспитателем осуществляется не с целью поиска ошибок, а для закрепления у детей привычки проверять себя. Воспитатель не указывает на ошибки, тем более не исправляет их, так как это работа учителя. Он оценивает качество проверки ребенком. При организации этого этапа воспитатель использует такие речевые формулы: «Я проверяю, хорошо ли ты себя проверил», «Молодец, хорошо себя проверил» (если воспитатель видел, что ребенок перечитывал работу), «Ты понадеялся на себя, не убедился, что готов к уроку, не проверил себя», «Нужно еще раз проверить работу» и т.п.

Крайне не рекомендуется проводить проверку письменных работ фронтально. Это противоречит задаче формирования навыков самостоятельной работы, снижает ответственность детей (они считают, что проверка – это «забота воспитателя»), затрудняет формирование привычек самопроверки (так как дети знают, что будет фронтальная проверка, и ждут ее). Кроме того, все дети работают в индивидуальном темпе и заканчивают выполнение письменного предмета в разное время. Проводя фронтальную проверку, воспитатель также теряет средство поощрения организованных и более самостоятельных детей.

Воспитателю также полезно знать, что даже на уроке при проверке домашнего задания учитель не требует озвучивать правильные ответы. Он предлагает детям либо рассказать, как они выполнили задание, либо выполнить и объяснить аналогичное задание.

Проверка «устных» предметов, особенно чтения в начальных классах, осуществляется без затруднений, если учитель использует на уроках прием «жужжащего чтения». В этом случае воспитатель на самоподготовке может прослушивать отдельных детей, проходя по рядам. Для проверки сознательности усвоения материала лучший прием на самоподготовке – вопросы по содержанию. Вопросы задаются индивидуально, с той же мотивировкой, что и при проверке письменных предметов. Для проверки качества подготовки детей по чтению (беглость и правильность чтения, пересказ) можно также использовать взаимопроверку.

Итог самоподготовки .

    При подведении итога самоподготовки воспитатель оценивает (естественно, качество) прежде всего самостоятельность детей.

    Акцент делается на успехах.

    Можно повторить вслух значение того или иного формируемого умения (например, для чего нужна самопроверка; как нужно начинать выполнение письменных предметов и т.п.).

    Кроме этого отмечается прилежание детей, активность, настойчивость, бережное отношение ко времени, готовность прийти на помощь товарищам.